Шоколадные изделия в Украине - рейтинг по версии AC Nielsen UkraineПлиточного шоколада каждый украинец за год потребляет около 0,8 килограмма, что также ставит нашу страну далеко не последней в рейтинге восточноевропейских потребителей этого популярного продукта, сообщает www.marketing.vc Изделия из шоколада существуют в трех основных формах: собственно шоколад (плиточный, фигурный, с добавками и без), конфеты (глазированные шоколадом, типа "Белочка" и корпусные, типа "Ассорти") и батончики (с вафельной или помадковой или другой начинкой, вплоть до мюсли). По данным компании A.C. Nielsen Ukraine, занимающейся исследованием рынков по объемам розничных продаж в нашей стране, их доля среди всех шоколадных изделий, продаваемых поштучно в упакованном виде, за последний год возросла с 19,7% до 23,0%. Доля плиточного шоколада за тот же период сократилась с 52,4% до 49,8%, а конфет в коробках - с 20,6% до 19,7%. Шоколадные драже (микроконфеты) остались при своих 6,5%. Немного (с 0,8% до 1%) возросла доля сезонных шоколадных изделий - фигурного шоколада и подарочных наборов, выпускаемых в преддверии праздников. Экспансию батончика на шоколадный рынок можно объяснить некоторым "застоем" в ассортименте плиточного шоколада и фасованных конфет. В прошлый осенне-зимний период ("кондитерский сезон") ни отечественный, ни зарубежный производители мало радовали новыми оригинальными рецептами. Кроме того, удорожание какао-продуктов прошлой осенью несколько снизило популярность более дорогостоящей плитки и конфетной фасовки. Год назад к производству батончиков приступили признанные гиганты отечественной "кондитерки" - Roshen (торговые марки "Орешек" и "Штучка"), "АВК" (ТМ "Шедевр"), "Киев-Конти" (ТМ "Скейт" и "Супер-Контик") и "Світоч" (ТМ "Хрум"). Несколько раньше за батончики взялись средние по мощности производители - фабрика "Одесса", харьковские "Супер-Шоко" и "Полюс", черкасская "Загора". В результате, как видно из вышеприведенной статистики, за последний год батончик заметно потеснил с украинского рынка своих шоколадных "родичей". Однако насколько долго будет длиться торжество батончика, сказать трудно. В текущем году ряд крупных отечественных производителей (АВК, "Киев-Конти", Roshen", "Полтавакондитер", "Русский Шоколад", "Nestle Світоч") дружно ударились в производство конфет в коробках с использованием новейших технологий, что позволяет получать конфеты более высокого качества. По объемам продаж в Украине лидирует международная компания Kraft Foods с производственными мощностями в городе Тростянец (Сумская обл.) и торговыми марками "Корона", "Украина", "Кокос", "Фиеста" и "3Bit". Доля международного гиганта за первых три квартала 2003 составила 29,3%, что на 1,2% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С большим отрывом на втором месте расположились швейцарская Nestle S.A., являющаяся совладельцем львовской кондитерской фабрики "Світоч". При этом доля марок Nestle S.A. (Nuts, SuperMilk) в объеме продаж текущего года составила 1,6% (в прошлом - 1,3%), а если добавить еще и продукцию "Світоча", то в сумме получится 19,1%. Это на 0,1% больше. чем в 2002-м. Третье место занимает "чисто украинский проект" -"Кондитерская корпорация Roshen" с одноименной торговой маркой, а также марками "Орешек", "Штучка" и шоколадом советских брэндов ("Аленка", "Гвардейский", "Театральный" и "Чайка"). В текущем году этот украинский гигант контролирует 17,7% объема розничных продаж (против 17,4% в 2002-м). На четвертом месте - голландская компания Masterfoods с марками Mars, M&M's, Milky Way, Snickers и Twix. Доля "голландца" в текущем году составила в рознице украинских городов 8% (в прошлом - 7,2%). Пятое место за донецкой (вернее, на четверть американской) компанией "АВК" с одноименной маркой и брэндом "Шедевр". Доля всей фасованной продукции "АВК" в текущем году составила 3,6%, что заметно меньше, чем в прошлом - 4,6%. Немецкий Ludwig Chocolate (торговая марка Mauxion) занимает шестое место с показателем 1,1% (год назад - 1,5%). Далее следует итальянская Ferrero с долей 0,6% (в прошлом году - 7%), а замыкает рейтинг ирландский концерн Cadbury с 0,5% (год назад - 0,6%). На долю остальных производителей упакованной шоколадной продукции (коих на украинском рынке более двух десятков) в текущем году приходится 20,1% (в прошлом - 20,9%). Показательно, что голландская фирма Masterfoods под напором продукции украинских производителей не только устояла, но даже увеличила свою долю на местном рынке. В немалой мере устойчивости марок данного производителя способствуют три фактора. Во-первых, он настолько давно обосновался в Украине (с 1992 года), что воспринимается чуть ли не как традиционный. Во-вторых, компания открыла производство в соседней России (московское ООО "Марс"), что позволило существенно снизить цену на готовый продукт. В-третьих, "шоколадный голландец" активно использует рекламную поддержку собственных марок на телевидении и в других украинских масс-медиа. Переносом производства в Украину и активной рекламной поддержкой торговой марки Nuts может похвастать и швейцарская Nestle S.A., которая также увеличила у нас свою рыночную долю. А вот ирландской компании Cadbury открытие производства в России помогает мало. То ли ее продукция не пришлась по вкусу украинскому потребителю, то ли на рекламу ребята поскупились. То же самое можно сказать и о Ludwig Chocolate, хотя, думается, обе марки теряют в Украине свою популярность ввиду активного предложения более дешевых аналогов со стороны местного производителя. В текущий осенне-зимний период ожидается расширение ассортимента шоколадной плитки за счет новых добавок в нее и более совершенных начинок (миндаль, кунжут, печенье и т.п.). Источник: www.marketing.vc |