Обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин - о 13-м ММФР, который откроется сегодня в Центре международной торговли. Прикалываться по поводу цифры 13 вроде бы банально, к тому же Московский международный фестиваль рекламы, стартующий нынешним утром и имеющий порядковым номером именно чертову дюжину, обычно и так дает поводы для упражнений в остроумии, злословии и недоумении. Увы, нисколько не сомневаюсь, что нынешний смотр, который продлится три дня, не станет исключением. Объектом сарказма и критики стал уже фирменный стиль предстоящего фестиваля, выполненный вечным визажистом ММФР - московской студией "Директ Дизайн" в духе глухого "застоя". Тухлая неинтересная работа! Вразумительных объяснений ее появлению нет. Кого уж там мучит ностальгия по брежневизму, не знаю, но по прихоти стилистов фестивальное яблоко укатилось в прошлое, а не в будущее… Однако главная и пока неизлечимая болезнь ММФР - его невнятное позиционирование и плохой пиар. В своей конкурсной части фестиваль давно перестал быть сугубо российским (к счастью, отменена унизительная номинация "региональная реклама"), но так и не стал по-настоящему международным. Ведь "международность", господа, это не только количество стран-участниц. Кстати, их список всегда довольно случаен, хаотичен и необъясним: от Узбекистана до… Новой Зеландии, но при отсутствии ближайших европейских соседей. И даже вчера вечером, накануне открытия, ни в дирекции фестиваля, ни в пресс-центре мне не смогли сказать, сколько же стран прислали на 13-й фестиваль свои работы. Это ненормально! Международный уровень и резонанс фестивалю дают зарубежные делегаты, журналисты и почетные гости, дает программа и последующее освещение и обсуждение итогов в СМИ. Так вот делегатов и гостей из-за границы, скорее всего, опять будет с гулькин нос, им фестиваль неинтересен, а они дирекции фестиваля не нужны - лишние расходы, лишняя нагрузка каблукам: встречай, провожай, таскай по Красной площади. Ничего в мировой или европейской рекламной ситуации ММФР как не определял, так и не определяет, моду не задает, актуальные тенденции не отражает. Зарубежный авторитет смотра невысок, поскольку за границей его почти не пиарят. И не только редкие и опять-таки случайные "дальние" иностранцы чувствуют себя чужими на этом празднике жизни, но даже наши соседи-украинцы. Да что там гости! Даже москвичам-хозяевам приходится несладко. Летом прошлого года, когда у нас на Составе обсуждался ММФР, один из посетителей, а именно maltus, написал: "А еще каждый год выводит из себя то, что людям с купленными (за нормальные деньги) билетами всегда не хватает мест. Сам видел, как арт-директор, которая пришла за "золотом", пробивалась в зал с боем... Нормально?" Ненормально, конечно. Но и в этом году лауреаты будут пробиваться сквозь охранников. Ибо неповоротливость, неприветливость и неготовность ММФР к переменам - это уже диагноз. В этом году - наконец-то! - делегатам будут показаны все печатные работы, поступившие на конкурс, а не только шорт-лист. Но сколько голосовых связок и чернил было потрачено на то, чтоб это произошло. В прошлом году я писал: "Фестиваль должен лучше работать с прессой. Отсутствие зарубежных журналистов - нонсенс. Пригласите хотя бы трех-четырех человек из центральных мировых рекламных изданий". Сомневаюсь, что пригласили кого-нибудь из AdAge и на этот раз, хотя во всем мире сегодня наблюдается новый виток моды на Россию. Традиционно плохо на фестивале функционирует пресс-центр (в этом году функции пресс-агента переданы агентству Point Passat). Мы уже смирились, что в комнате для журналистов много случайных людей и нет кофе, минералки и соков: в конце концов, сбегаем в бар и купим за свои, не графья и здесь вам не там (не Канны и не Порторож), но ведь в пресс-центре даже Интернет отсутствует (не знаю, как в этом году, а раньше не было) и просто нормально работающие компьютеры! Пресс-центр не создан для работы аккредитованной прессы: ни интервью взять у члена жюри, ни репортаж накатать, ни оперативно передать его в редакцию, ни зайти на сайт ММФР, чтоб прочитать последние новости. Хотя читать там и нечего: на сайте до сих пор (!) не опубликован даже список участников и не выложены работы, хотя прием их давно завершился, а по части номинаций призеры уже определены и сегодня будут объявлены. Складывается впечатление, что все цифры засекречены или… просто не собраны. Еще один штрих: состав жюри. В правилах фестиваля записано: "Состав жюри ежегодно меняется". Тогда чем объяснить, что Олег Бериев (кстати, горячо уважаемый мной) второй год подряд назначается председателем жюри конкурса "Этикетка и упаковка"? А как же быть с разрекламированной ротацией? Организаторы ММФР могут обвинить меня в нелояльном к ним отношении. Хорошо. Но вот мнение моих добрых и непредвзятых коллег, опубликованное в прошлом году в журнале "Реклама и жизнь" по итогам 12-го фестиваля. Константин Бочарский, главный редактор "Рекламного журнала": "А на ММФР никакой атмосферной части и не было. Она с годами умирала-умирала и умерла окончательно". Анжелика Тихонова, журналистка из СПб: "Устала, особенно из года в год слушать типовые речи Янковского". Да уж, президент фестиваля, его "первое лицо", Игорь Янковский разнообразием и оригинальностью своих обращений к аудитории не отличается. Как пить дать, в очередной раз выйдет на сцену, разведет руками и весело пообещает, что водки приготовлено много и хватит на всех. Сегодня на фестивале объявлен "День брэндинга". Посмотрим, чем удивят и чему научат специалисты из столичной компании Mildberry и их гости из Великобритании и Бельгии. Пока о "Дне брэндинга" известно лишь то, что на нем "не хватило места" для выступлений коллег Mildberry из Москвы и Санкт-Петербурга… |