Удар по ценам. Товары для дома станут дешевлеНа сегодняшний день в Москве существует более 20 крупных торговых центров, в которых за один день можно приобрести тысячу мелочей для дома и семьи. В ближайшее время расклад сил на рынке ритейла (розничной торговли) товарами для дома может измениться. Дело в том, что сегодня на столичный рынок вышел новый игрок - немецкая компания OBI, представляющая одну из самых крупных мировых торговых сетей. Эта сеть работает в формате «Сделай сам» и по некоторым позициям будет конкурировать и со шведской IKEA, и с российскими ритейлерами. Впрочем, потребители от этого только выиграют, поскольку борьба за покупателей заставит сетевиков снижать цены. На каждого москвича приходится 0,1 квадратных метра торговых площадей По прогнозам консалтинговых компаний Stiles&Riabokobylko и Colliers International, к концу этого года на 1000 москвичей будет приходиться около 100 кв. м торговых площадей, то есть 0,1 кв. м на человека. Несмотря на то что в странах Восточной Европы этот показатель выше в среднем в 3,5 раза, положительная динамика в Москве налицо. Ведь по сравнению с прошлым годом количество торговых площадей выросло почти вдвое. Совершенно очевидно, что торговые сети инвестируют в строительство и развитие, надеясь отбить вложения за счет активности покупателей. Товары для дома, будь то строительные и отделочные материалы или предметы интерьера, пользуются у потребителей устойчивым спросом. Поэтому особенно активно развиваются комплексы товаров для дома и сада. К уже имеющимся 20 крупным торговым центрам сегодня прибавились еще два - компании OBI (они расположились под боком у своих прямых конкурентов - магазинов IKEA в Химках и Теплом Стане). В ближайшие пять лет в столице по обе стороны МКАД будут построены еще 10 магазинов форматов «Сделай сам». ГАЗЕТА решила выяснить, что сегодня предлагают потребителям продавцы стройматериалов, предметов интерьера и домашней утвари. Оптом и в розницу Розничная сеть «Старик Хоттабыч» включает в себя 18 магазинов в Москве. В ассортименте компании более 30 тыс. наименований, от эксклюзивных товаров до предметов повседневного пользования. Отсюда разный уровень цен. Так, рулон самых дорогих моющихся обоев стоит 950 рублей, а самых дешевых (со скидкой за долгое хранение на складе) - 99 рублей. Средняя цена обоев не отличается от цен на строительных рынках города: 200-300 рублей. Цены на керамическую плитку - от 600 рублей. Сантехника, представленная в «Хоттабыче», не отличается от продаваемой на рынках ни по качеству, ни по ценам: раковины - от 2000 рублей, унитазы - от 5100 рублей, душевые кабины - от 8,5 тыс. рублей, а кабины с гидромассажем и турецкой баней - от 85 тыс. рублей. Мебель представлена здесь по минимуму - только кухни и мебель для ванной комнаты. Магазин доставляет купленный товар на дом и при необходимости устанавливает оборудование. Оплачивать приобретения можно в кредит. Существует накопительная система скидок - дисконтная карта, дающая 5-процентную скидку на последующие покупки и индивидуальные скидки при покупках на сумму свыше 60 тыс. рублей. Практикуются сезонные распродажи: сейчас многие товары продаются с 10-процентной скидкой. Однако полностью обновить квартиру в «Хоттабыче» не удастся - придется поездить и по другим магазинам. Шведский вариант Первый магазин сети IKEA открылся в 2000 году в Химках. Второй - на пересечении МКАД и Калужского шоссе - в декабре 2001. Агрессивная рекламная кампания призвана убедить москвичей в том, что в IKEA самые низкие цены. Отчасти это справедливо, поскольку магазин продает мебель в разобранном виде. Однако цены на большую часть коллекции достаточно высоки и не всегда объяснимы. Например, практически одинаковые кровати стоят 3 и 7 тыс., хотя более дорогой вариант отличается только лакированной поверхностью. Набор для ванной комнаты, например, стоит 600-800 долларов. Деревянная мебель, как правило, требует дополнительной обработки воском или маслом. Аксессуарам в IKEA отведены отдельные залы: цены на них действительно ниже, чем в других магазинах. Выбрать есть из чего: в ассортименте примерно 12 тыс. наименований, но качественные вещи здесь не бывают дешевыми. Если денег на покупку не хватает, можно взять и в кредит. Банк DeltaCredit дает в долг 7500 рублей, но ставка довольно высока - 23% годовых. Каждый месяц вы должны будете вносить минимальный платеж, который составляет 15% от суммы задолженности, плюс проценты за пользование кредитом. Если купленная вещь по какой-то причине не подошла вам, магазин в течение 30 дней может обменять ее или вернуть деньги. Дешевых товаров мало Торговый молл «Твой дом» (компании «Крокус Интернешнл») расположен на пересечении Каширского шоссе и МКАД. Здесь продается все, от клея для обоев и мебельных гарнитуров из вишневого дерева до газонокосилок и салфеток. Владельцы сразу определили политику своего торгового центра: «Дешевым товаром заполнять не будем - лучше магазин будет стоять пустой и ждать тех, кто арендует площадь под дорогие марки». Соблюсти концепцию удалось только отчасти. В торговом центре и правда преобладают коллекции элитных производителей. Цены на мебель, как в старом анекдоте, напоминают номера телефонов: например, спальня стоит 4800 долларов. Квадратный метр итальянской керамической плитки для ванной из последней коллекции стоит 40 евро. Но вот за отечественными красками сюда приезжают даже любители строительных рынков: говорят, здесь дешевле. Так, ярославская латексная краска обходится в 396 рублей за 8 кг, килограммовая банка эмали стоит 56 рублей, а двухкилограммовая банка лака - 139. Средняя цена на обои - 200 рублей. Оптовых покупателей сводят напрямую с поставщиками товара и предоставляют им дополнительные скидки. Только мебель Открывшийся в 1999 году торговый комплекс «Гранд» площадью 140 тыс. кв. м сегодня является самым большим в Европе. В следующем году на территории торгового центра откроется магазин хозяйственных товаров, сегодня же здесь можно купить только мебель. Есть, правда, одна секция сантехники, где представлены коллекции польских и итальянских производителей, но ассортимент там пополняется весьма редко. А вот мебель в «Гранде» можно купить абсолютно любую: отдельные предметы интерьера (столы, стулья, диваны, кушетки, журнальные столики, TV-тумбы, комоды, тумбочки, этажерки, галошницы) и целые гарнитуры (спальни, гостиные и столовые, детские и молодежные комнаты, кухни, стенки, шкафы традиционные и купе, бары, прихожие, кабинеты). Плюс мебель офисная, для дачи и еще много всего. Условно товары здесь делятся на два класса - экономный и эксклюзивный. Цены варьируются от 3 тыс. (за раковины и унитазы) до 19 тыс. (за отечественные шкафы) и 120 тыс. рублей (за спальный гарнитур). Доставка мебели по Москве осуществляется бесплатно. Рассчитываться за покупку можно в рассрочку: 80% от стоимости товара, цена которого выше 3000 рублей, можно отдавать в течение полугода. Стоимость кредита в таком случае составит 10% от стоимости товара и возрастет еще на 10%, если покупатель решит увеличить срок выплаты до года. При каждой покупке клиент получает 3-процентную скидку на следующее приобретение. Без крыши Один из самых больших столичных строительных рынков 'Синдика-О' похож на запутанный лабиринт, двигаясь по которому можно не только купить товары для дома, но еще заблудиться и замерзнуть. Цены здесь вполне разумные: например, квадратный метр ковролина и клеевого паркета стоит от 200 до 750 рублей. Квадратный метр самой дешевой керамической плитки обойдется в 160 рублей, а образец из последней коллекции - в 500 рублей. Цены на раковины колеблются от 1200 до 5000, а на унитазы - от 2800 до 6200 рублей. Подвесные потолки обойдутся в 95 рублей за 1 кв. м пластика и в 1200 рублей за 1 кв. м «металла». Подвесной потолок для ванной комнаты стоит 650 рублей. За 12 800 рублей можно купить вполне приличный электрокамин, а за 30 тыс. и мраморную облицовку к нему. На рынке можно найти товары как отечественных, так и западных производителей. В отапливаемых павильонах товары дороже в среднем на 10-100 рублей. Торговаться уместно со всеми, и при покупке большой партии можно сбить цену на 10-20%. За дополнительную плату (как договоришься) купленный товар доставляют на дом. Новички из Европы Сегодня в Москве открываются два молла немецкой компании OBI. Компания основана в 1970 году, у нее 478 магазинов в одиннадцати странах мира. Общий оборот OBI в 2002 году составил 5,8 млрд. евро. Строительство магазинов в Москве (16 тыс. кв. м каждый) обошлось компании в 20 млн. евро. По форме организации DIY («сделай сам») «OBI. Все для дома и сада» напоминает магазин-склад, в котором представлено 60 тыс. наименований. Четверть площади магазина занимает оранжерея, где представлена коллекция посадочных материалов из Польши, Германии и России. «Мы не хотим оскорблять покупателя высокой ценой товара», - заявил председатель правления группы компаний OBI Серджио Джирольди. Действительно, первое, что бросается в глаза, - неправдоподобно низкие цены, которые выделены крупным шрифтом. Складывается впечатление, что в магазине нет товаров дороже 500 рублей. Например, самые дешевые обои стоят 25 рублей за рулон (для сравнения: в «Старике Хоттабыче» минимальная цена - 99 рублей за рулон). В OBI квадратный метр ковролина стоит 99 рублей (для сравнения: на строительном рынке - 200 рублей), смеситель - 599 рублей, а набор мебели российского производства для ванной - 4950 рублей. Впрочем, дешевы далеко не все товары. В каждой товарной группе есть свои аутсайдеры и фавориты: так, рулон обоев может стоить и 300 рублей, набор для ванной комнаты - 12 954 рубля и 37 900 рублей. Гидромассажная ванна обойдется в 18 290 рублей, а душевая кабина - в 31 900 рублей. Но в целом цены в OBI либо сравнимы со средними ценами у конкурентов, либо ниже. В компании OBI заявляют, что не боятся слабых конкурентов, а с сильными намерены бороться с помощью низких цен и агрессивной рекламной кампании, на которую собираются потратить несколько миллионов евро. «Мы не ограничиваем рекламный бюджет и будем вкладывать средства в рекламу до тех пор, пока не добьемся лидерства», - сообщил Джирольди. Судя по тому, что в Германии, Польше, Чехии и Китае OBI является лидером рынка, а в Венгрии, Италии и Австрии занимает второе место, на российский рынок выходит действительно сильный игрок. Правда, в Латвии OBI все же не удалось поддержать ассортимент и сервис на должном уровне. И совсем не факт, что удастся сделать это в России. Тем не менее появление на столичном торговом рынке нового игрока заставит других сетевиков пересмотреть ценовую политику - ведь москвичи будут покупать рождественские подарки, строительные материалы и аксессуары для дома там, где дешевле. СПРАВКА Сколько зарабатывают и на что тратят москвичи По данным Мосгоркомстата, благосостояние москвичей в период с января по сентябрь 2003 года увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а с учетом роста потребительских цен покупательская способность горожан выросла на 26%. Среднемесячный доход представителя среднего класса (таких в Москве примерно 15%) составляет 38 145 рублей. Зарплата работников крупных и средних предприятий и организаций составила в сентябре 2003 года 11 007 рублей; работники торговли и общественного питания зарабатывают в среднем 12 827 рублей в месяц; уровень доходов в промышленности и строительстве составляет 12 601 рубль; учителя и врачи получают 7 716 рублей в месяц. Распределение доходов москвичей выглядит примерно так: 40,5% тратится на питание, 34,3% - на непродовольственные товары и 14,5% - на услуги. Источник: Газета |