21.11.2003

ДАВАЙТЕ ХУЛИГАНИТЬ!


В Москве продолжает работу 13-й международный фестиваль рекламы. С подробностями - обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.



Начать хулиганить предложил никто иной, как президент ММФР Игорь Янковский. Призыв прозвучал вчера вечером в конце церемонии открытия фестиваля. Он так и заявил напоследок прямо со сцены: мол, все замечательно, фестиваль открыт, давайте хулиганить. Не знаю, что конкретно Янковский имел в виду, ибо публика вяло, без эксцессов перетекла в зал для фуршета, где алкоголя, как я вчера и предсказывал, оказалось много, а вот закуски мало (но мы ведь пришли сюда за духовной пищей, не так ли?!) Столы никто не крушил и в прочих хулиганских действиях замечен не был.

Призыв Янковского немного пошалить поддержала разве что немолодая энергичная дама в костюме буфетчицы, которая весь вечер таскала на сцену (о жуткий дизайн, жуткий дизайн!) портфели со спонсорской водкой. Неугомонная женщина выскочила из-за кулис и заголосила, не попадая в ноты, мужским голосом под разливы джаз-бэнда: "Как же нам не веселиться… в нашем доме поселился…" От этих душераздирающего караоке по-русски народ так и норовил поскорее ускользнуть, уклоняясь от предложения спеть хором…

Церемония открытия, она же - церемония раздачи наград в номинациях "Печатная реклама", "Наружная реклама", "Этикетка и упаковка" и "Полиграфическое воплощение", прошла довольно живенько. Ведущие Шелест и Комолов удачно импровизировали и шутили (правда, много было прошлогодних реприз - о конвертах с гонораром и о правильном ударении в фамилии Бериев). Зал был почти полон. Но на награждаемые работы присутствующие реагировали без восторга или не реагировали вовсе. Могли поаплодировать и одобрительно посвистеть красивым девушкам, поднимавшимся иногда за сцену за бронзовыми яблочными дольками, но не их произведениям. Вообще у меня сложилось впечатление, что приколы от задорных конферансье, а так же реплики и телодвижения сидевшего в первом ряду режиссера Чеважевского, публику интересовали больше, чем сама реклама. Оно и понятно: шедевров не было.



Пресловутые разговоры "об уровне работ" уже порядком поднадоели. Да, не наблюдалось в вышеперечисленных конкурсах оригинальных, сногсшибательных находок. Ну и что теперь? Пора привыкнуть: не Канны. Качество воплощения (но не качество идей!), возможно, и улучшилось, но полет креативной мысли невысок. Так жалобы на отсутствие великих идей слышны на всех фестивалях… Поэтому перейду к цифрам и фактам.

На конкурсы 13-го фестиваля поступило: 299 работ в номинацию "Телевизионная и кинореклама", 405 - "Печатная реклама", 101 - "Наружная реклама", 126 - "Реклама в интернете", 215 - "Радиореклама", 44 - "Полиграфическое воплощение". Объем - на уровне прошлого года. Насчет географии, стран и городов, ничего сказать не могу. Очевидно, эта информация проходит у организаторов под грифом "Для служебного пользования". В бумажном пакете, который мне выдали при аккредитации, оказалось много ненужной макулатуры, а вот каталога конкурсных работ я там не обнаружил. Поэтому даже об агентствах-участниках подробнее смогу вам рассказать только в понедельник.

В интервью фестивальной газете председатель жюри конкурса печатной рекламы хорват Горан (а вот с фамилией, только не смейтесь, проблема: в этой газете он назван как ШтимаК, в пресс-релизе как ШтимаХ, а ведущие объявляли его как ШтимаЦ), в общем, хорват Горан признался: "Меня огорчило, что не было работ западных агентств - это бы сделало фестиваль более интернациональным, борьбу более интересной, а исход более ожидаемым".

А вот Елену Нарышкину, директора фестиваля, отсутствие иностранных участников порадовало. Выступая на вчерашней пресс-конференции, она заявила буквально следующее: "Слава Богу, что иностранцы прислали мало работ, у российских участников появился шанс получить побольше наград!"

На мой конкретный вопрос: так сколько же работ и из каких стран поступило, Елена ответила: "Примерно 25, из Хорватии, Чехии, Польши, Франции, Германии". Еще, как выяснилось, были участники из Румынии и некоторых стран бывшего СССР. Но 25 работ - это, извините меня, для международного фестиваля - не цифра… А уж про "счастливый шанс" победить при отсутствии сильных противников я просто молчу, ведь цена такой победы невелика.

Не буду перечислять имена лауреатов - их довольно много. Кому интересно, найдет полный список на официальном сайте (по идее он должен там быть, но есть ли?). Скажу лишь, что Гран-при, как и в прошлом году, ушло в Хорватию, в загребское агентство Lowe Digitel, за серию принтов для рыбного ресторана. В этом агентстве трудится креативным директором председатель жюри конкурса печатной рекламы. Но это ни о чем не говорит. Это - реально лучшая работа из представленных, и иного выбора у жюри, возможно, просто не было.



Сегодня на фестивале - "Рекламный форум". В первой половине дня будут обсуждать за "круглым столом" "Творческие решения в наружной рекламе", а во второй дискутировать на тему "Реклама и власть. Кто сильнее, кто мудрее?" Непонятно, правда, какая именно ветвь власти имеется в виду, к тому же реклама - сама по себе власть.

Вообще ММФР всегда старался заигрывать с властями. То вдруг непонятно с какого перепуга вручит приз за вклад в рекламу вице-мэру Москву Валерию Шанцеву, то отметит выдающиеся заслуги Натальи Фонаревой, бывшей руководительницы Антимонопольного комитета. На этот же раз придумали совершенно странную фишку: определить лучший рекламный ролик политической партии. Как сказал И. Янковский, "в стране - год выборов, вот мы и решили оценить ролики - легко и профессионально. Посмотрим…"

Если бы делегатам Cannes Lions вдруг предложили (даже в виде шутки, в кулуарах) оценить ролики партий, претендующих на место во французском парламенте, все решили бы, что Роже Хатчуэл впал в маразм. Ибо есть такое понятие, как формат. А еще есть вкус и здравый смысл.

Так откуда же у наших это жадное, жаркое, неистребимое желание отметиться перед начальством? Неужели Мандельштама не читали: "Власть отвратительна, как руки брадобрея". Кстати, очень хорошая формулировка для спецприза за лучший политролик. Дарю.

Или так велико желание заполучить на церемонию закрытия г-на Вешнякова, чтоб он лично вручил какую-нибудь статуэтку представителю "Единой России" (а то, что и в конкурсе роликов, и в декабрьском конкурсе партий победят именно "единороссы", можно не сомневаться).