Передвижники . Новый способ обойти запрет на рекламу крепкого алкоголя.Роман Кутузов Продавцы крепкого алкоголя проявляют чудеса изобретательности, чтобы обойти запрет на рекламу своего товара. В последнее время на улицах столицы появились небольшие грузовики, на которых вместо кузова установлены двусторонние рекламные щиты 3 х 7 м с изображением бутылки коньяка Otard. Министерство по антимонопольной политике считает такой вид рекламы алкоголя незаконным, но рекламисты уверены в обратном. Прямой наружной рекламы крепкого алкоголя столичные жители не видели уже полтора года. В декабре 1999 г. в России вступил в силу закон о производстве и обороте алкоголя, в котором указано, что реклама алкоголя крепостью свыше 14 градусов допускается только в местах его "производства и оборота". В прошлом году МАП начал активную борьбу за претворение закона в жизнь и к весне одержал победу, практически полностью вытеснив прямую рекламу алкоголя со столичных улиц. Производители и реже дистрибьюторы, например ТПГ "Кристалл", Русская вино-водочная компания, "Веда" и др. , рекламируют крепкие алкогольные напитки, маскируя товарные знаки под слабоалкогольные коктейли или питьевую воду. А компания Nemiroff с успехом использует для этой цели маринованный перец. А в октябре на московских магистралях появились небольшие грузовики, на которых были установлены щиты 3 х 7 м с рекламой коньяка Otard. Эта марка коньяка принадлежит международной компании Bacardi-Martini. Как пояснили "Ведомостям" в российском представительстве фирмы, эти передвижные конструкции используются в новой рекламной кампании коньяка Otard. "Мы провели тендер среди рекламных агентств, и Young & Rubicam предложило нам наиболее интересную концепцию, включающую использование вот таких передвижных щитов", - говорит брэнд-менеджер Otard Юлия Вишневская. По ее словам, контракт на аренду восьми грузовиков заключен с середины октября до конца этого года. Владельцем грузовиков является международная рекламная компания Montage Moving Sound & Billboards с головным офисом в Нью-Йорке. Представительства компании работают в Америке, Канаде, Европе и Африке. Договор с Young & Rubicam и Bacardi-Martini стал первым российским контрактом Montage, которая только в октябре открыла офис в Москве. "Мы довольны эффектом этой рекламы. Раньше в России никто ничего подобного не делал, и мы немного опасались за исход проекта, но когда стали поступать отклики, причем не только от наших коллег, но и просто от знакомых людей, мы поняли, что добились своего", - рассказывает Вишневская. По ее словам, стоимость аренды грузовиков сопоставима со стоимостью обычного рекламного щита "в очень хорошем месте" (по оценке "Эспар-аналитика", около $5000 за двусторонний плакат). Но в отличие от стационарного щита, снабженного только подсветкой, автомобили компании могут оборудоваться громкоговорителями для передачи музыки и текстов, а также системой GPS для четкого контроля местонахождения рекламоносителей. "Мы считаем, что эти конструкции не подпадают под действие закона о производстве и обороте алкоголя", - подчеркивает Евгений Песенников, сотрудник агентства Young & Rubicam. Раскрыть аргументацию агентства по этому вопросу он отказался. Менеджер российского офиса Montage отказалась комментировать юридические аспекты размещения рекламы коньяка на машинах компании, а лишь сообщила, что контракт может быть пролонгирован на следующий год. "Это очень эффективная реклама", - считает гендиректор исследовательского центра "Эспар-аналитик" Андрей Березкин. По его мнению, она гораздо крупнее по формату рекламы на автобусах, но при этом расположена ближе к потребителю, чем реклама на биллбордах. "Это, может быть, первый случай размещения рекламы на таких носителях, но явно не последний", - считает Березкин. В МАПе новую инициативу не приветствуют. "На первый взгляд это является нарушением законодательства, - считает замначальника управления контроля рекламной деятельности МАП Сергей Пузыревский. - Будем выяснять обстоятельства и наказывать". Он считает, что поймать мобильную рекламу "передвижников" будет несложно. "Сфотографировать и запротоколировать. Этого хватит для разбирательства в МАПе и в суде, если потребуется", - считает он. Однако, возможно, случай этот окажется для МАПа непростым. В частности, рекламисты могут сослаться на то, что просто перевозят рекламные конструкции из одного места "производства и оборота алкоголя" в другое. "Я не знаю ни одной нормы, которая запрещает перевозить на автотранспортных средствах щиты с рекламой алкогольной продукции", - говорит директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер. В Bacardi-Martini отказались комментировать позицию МАПа, сославшись на то, что юридические вопросы прорабатывало рекламное агентство.
|