BACK IN THE USSR.Впечатлениями от 13-го Московского международного фестиваля рекламы делится обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.
ИТОГИ & ПОЗДРАВЛЕНИЯ Призы Московского международного фестиваля рекламы давно уже вручают в два этапа. Вот и на этот раз в четверг, на церемонии открытия, награждали за постеры, упаковки и полиграфическое воплощение (этот то исчезающий, но снова появляющийся конкурс называют еще "соревнованием печатных машин"). А в субботу, на церемонии закрытия, отмечали за лучшие ролики, сайты, споты, а так же раздавали специальные призы. Гран-при конкурса "Телевизионная и кинореклама" досталось московскому агентству "Инстинкт", входящему в группу BBDO. Ролик "Друзья" - рекламу ноутбуков iRU - придумали молодые Виктор Емельянов, Ярослав Орлов, Роман Фирайнер и Наталья Смелова, а снял маститый Тимур Бекмамбетов, у которого, пожалуй, самое большое число побед на ММФР. Этот сделанный в стилистике черного юмора фильм, герои которого бросают двусмысленные фразы, напоминающие язык "братков" ("Я своих друзей продаю", "А еще их можно заказать" - речь идет о ноутбуках), отказались эфирить федеральные каналы. И креативный директор Орлов, получая "яблоко", попросил поспособствовать попаданию ролика в эфир. Позиция каналов, где спокойно крутят "Бригаду", "Ментов" и "Бандитский Петербург", выглядит, мягко говоря, странной. Можно спорить о том, достойны ли "Друзья" Гран-при. По-моему, безусловного и безоговорочного лидера (грубо говоря, Всемирной истории банка "Империал") в этом году не было. Но BBDO однозначно подтвердило статус самого креативного агентства страны, выиграв еще несколько призов разных достоинств, в том числе два "золота". Среди других обладателей первых мест в номинации "Телереклама": D'Arcy Украина, McCann-Erickson Москва (за кофейную серию "Арктика"), донецкое агентство "БИТА" (за рекламу водки), Leo Burnett Москва, агентство "Восход" из Екатеринбурга (что примечательно - за рекламу ритуальных услуг), румынское агентство Tempo, Первый канал (реклама футбольного матча Россия-Грузия) и столичное Video International (очередная работа для министерства по антимонопольной политике). В конкурсе радиорекламы присуждено два первых места: московской компании "АГНИ" и одесскому агентству "Ради.О". Среди интернетчиков фаворитами (два "золота" и "серебро") можно назвать москвичей: компанию Actis Systems и агентства Promo.ru - "золото" и три "серебра". Грaн-при в печатной рекламе - Lowe Digitel (Хорватия), за серию принтов для рыбного ресторана Blu. И не могу не упомянуть о близкой "Составу" рекламной группе Depot WPF Brand&Identity, получившей три награды в номинации "Упаковка", в том числе "золото" за одежду для крупы Golden Fields. Как вы понимаете, чем больше будет призов и клиентов у Depot, тем лучше будет жить наш портал, поэтому нашим издателям - отдельные поздравления! Среди награжденных спецпризами выделю: агентство из Загреба Lowe Digitel, которому мы, жюри журналистов, присудили "Приз прессы" (за забавную телерекламу мобильного сервиса); Андрея Гнатюка из "ИМА-пресс" - приз РАРА (ныне АКАР) за успехи в рекламном бизнесе; обладателей "Рекламного лица" - "полярников" из роликов Nescafe и Диану Шпак, девочку из рекламы сока "Моя семья". "Рекламодателем года" признана компания SunInterbru (не объяснили только за какие именно заслуги). Победу в конкурсе "Молодых креаторов" второй год подряд одержали Виталий Шепелев и Ирина Бажанова. Эта милая пара снова отправится в Канны, на конкурс Young creators. И, наконец, режиссер Ярослав Чеважевский был облачен на церемонии закрытия в мантию академика Российской академии рекламы. Вообще, среди лауреатов оказалось немало друзей, приятелей и коллег "Состава" и лично моих, кого-то мы уже поздравили и расцеловали лично, остальным шлем лучшие пожелания сейчас. Собирать урожай наград всегда приятно, но "вес" призов ММФР был бы значительнее, а престиж гораздо выше, если б на 13-м фестивале оказались достойно представлены зарубежные агентства, а сам фестиваль не вызывал бы такого раздражения из-за своей гнетущей атмосферы, закулисных игр и многочисленных досадных проколов. К этой части как раз и относится вынесенный в начало эпиграф из Высоцкого. НЕ ХВАТАЛО ТОЛЬКО БРЕЖНЕВА… Начать эти заметки следовало бы, конечно, так… "Три дня Москва вновь была столицей мировой рекламы. В Центре международной торговли с огромным успехом прошел 13-ый ММФР - праздник рекламистов, рекламодателей и всех любителей этого уже привычного для нас искусства коммерческой коммуникации. Сотни нарядно одетых москвичей и гостей столицы из ближнего и дальнего зарубежья с нескрываемым интересом знакомились с выставкой конкурсных работ, слушали лекции ведущих специалистов, участвовали в дискуссиях по актуальным вопросам деятельности рекламного сообщества. С радостью и воодушевлением делегаты фестиваля…" Ну и так далее. Только, виноват, не пишу я таких заметок. Хотя общее впечатление от завершившегося в субботу фестиваля нужно оформлять в его же нынешнем стиле - 70-х годов прошлого века, тщательно залакировав действительность. Тогда организаторам ММФР уж точно понравится, и они не будут биться в телефонной истерике, требуя "отредактировать" мой текст. НАФТАЛИН-ШОУ Вот, наверное, лучшее определение тому зрелищу, которое представил нам на этот раз г-н Янковский и Ко. Почему - персонально Янковский, ведь у ММФР несколько учредителей? Ну, Игорь Ростиславович, президент фестиваля, так любит повторять: "мой фестиваль" и "я придумал", что и эту заслугу целиком отнесем на его счет. Можно простить бывшему актеру, когда он убегает с пресс-конференции, не дав журналистам возможности задать ни одного вопроса, с репликой: "Мне надо переодеться в смокинг!" Можно понять, когда он выходит открывать фестиваль со словами: "Думаете, я соскучился по сцене? Не соскучился!" Господи, да никто так и не думает! Ваша скука - ваше личное дело. Но видно слава Рональда Рейгана и Арнольда Шварцнеггера не дает покоя участнику фильмов "Колье Шарлотты" и "Исповедь содержанки", потому очень хочется ПОИГРАТЬ в президента, в главного, в Number one. Иначе чем объяснить, что на церемонии закрытия на каждом кресле, а после - на полу, лежала бесплатная газета "Экстра М" (та самая, с рекламой и объявлениями), где вальяжно попыхивающий трубкой рулевой ММФР рассказывал о своих заслугах: "Для меня он [фестиваль] восьмой, с тех пор, как в 1996 году я стал его президентом. В то время в Москве было много фестивалей, но я захотел сделать один фестиваль, но самый главный, настоящий праздник профессии, чтобы наградами ММФР гордились на международном уровне. В жюри я пригласил мэтров европейской рекламы, чтобы иностранцы не только строго судили, но и мудро учили наших рекламистов. <…> Сейчас к нам с радостью приезжают итальянцы, американцы, англичане: знакомятся, судят, делятся впечатлениями. <…> Все три фестивальных дня - не только сплошной праздник, но и куча интересной работы!" Или вот фрагмент из интервью президента сайту advertology.ru: "Та планка, которую я устанавливаю, достаточно высока, более того, она постоянно повышается, поэтому я думаю, что достичь ее сложно. Если сравнивать ММФР с аналогичными мероприятиями, то изначально, я не хотел, чтобы он существенно от них отличался". Наверное, мы с г-ном Янковским ходим все-таки на разные фестивали! Я почему-то не обнаружил в этом году ни мэтров из Европы, ни радостных американцев (печальных, впрочем, тоже), ни "сплошного праздника". Даже "куча интересной работы" на моей дороге не встретилась. А планка, очевидно, оказалась задрана так высоко, что ее просто не разглядеть. Скучно. Неактуально. Провинциально. Слабые работы. Стагнация. Думаете, это исключительно мое субъективное мнение? Думаете, не так говорили о фестивале в кулуарах? Тогда погуляйте по форумам рекламных сайтов, почитайте мнение "простых и непредвзятых рекламистов". Да вот хотя бы на creatiff.ru загляните. О ПРОГРАММЕ На моей памяти никогда еще программа ММФР не была столь удручающе беззвездной и бесцветной. Ни одной (!) презентации ведущих мировых фестивалей рекламы, ни одного всемирно известного рекламиста среди выступающих (только не говорите мне, что славный парень хорват Горан Штимац - имя уровня Оливьеро Тоскани или Майкла Конрада). Неужели бы я, официальный представитель в России фестиваля Golden Drum, не показал на ММФР работы, победившие в Портороже в октябре, на последнем смотре? Неужели бы Максим Плюснин не устроил презентацию Epica Awards, а Виталий Расницын - Нью-йоркского фестиваля? Организаторам ММФР эти показы не стоили бы ни копейки. Но им не надо, чтобы в Москве увидели лучшие европейские или американские ролики и плакаты, услышали о ярких рекламных кампаниях. Не дай Бог, делегаты еще начнут сравнивать… Нет денег, чтобы оплатить визит зарубежных рекламных гуру? Понимаю. Но почему же, пригласив-таки председателем жюри конкурса телевизионной и кинорекламы англичанина Майкла Эверетта, креативного директора Lowe Worldwide, его не показали публике?! Майкл скоропостижно (и без официальных объяснений со стороны организаторов) улетел с фестиваля, не приняв участия в церемонии вручения наград (за него отдувался Ярослав Чеважевский), и даже не прочитал лекции. Александр Бренер, креативный директор московского Lowe Adventa, сообщил мне, что Майкл был "несколько удивлен", что не обнаружил в своем гостиничном номере расписания работы жюри и вообще программы своего пребывания в Москве. Могу вас уверить, что персонально информировать судей и почетных гостей - это вообще-то как зубы чистить, обычная для международных фестивалей практика. А г-ном Эвереттом, судя по всему, просто никто не занимался: прилетел, ну и прилетел... Ни для кого не секрет, что на ММФР семинары и презентации - предмет продажи. Прайс-лист опубликован на фестивальном сайте. При подобном подходе трудно ожидать интересной программы. В этом году, к примеру, на фестиваль не приехали знаковые фигуры российской рекламы - издатели лучшего у нас в стране профессионального журнала - "Рекламные идеи/Yes!" Андрей Надеин и Маргарита Васильева (Санкт-Петербург), поскольку им не позволили провести семинар о брэндинге. ПРЕСС-ЦЕНТР О важности грамотной работы с прессой я уже писал в первом фестивальном тексте, опубликованном в прошлый четверг. Повторю лишь то, что сказал милым девушкам из PR-агентства Point Passat, которые в этом году работали с журналистами. Дирекции пора прекратить увлекаться случайными связями с общественностью! Фестиваль должен иметь своего постоянного пресс-секретаря, а не менять их каждый год. Этот человек должен разбираться в рекламе, знать who is who в профессиональной прессе. Работать с журналистами в течение года, информируя через нее потенциальных участников фестиваля. Тогда будет толк. Не секрет (да и барышни из Point Passat сами о том сообщили), что меняющиеся, как перчатки, фестивальные PR-агентства, как правило, работают на ММФР бесплатно, за саморекламу. Отсюда и качество, отсюда и результат. О чем говорить, если в выданном пресс-пакете, которому пишущая братия вроде бы должна безоговорочно доверять, одну и ту же фамилию (председателя жюри) написали с двумя разными ошибками: в одном месте - Стимак, в другом - Штимах, хотя на самом деле он - Штимац. Ладно, иностранец. Но почему они Андрея Амлинского, знаменитого московского копирайтера, назвали Александром?! Почему не указано из каких стран и городов прибыли члены жюри? Почему масса описок и путаницы в фестивальной газете, на которую пресса должна ссылаться как на официальный источник информации? Это - не мелочи. Есть прекрасное выражение: Бог - в деталях. Так вот пренебрежение к деталям, к "пуговицам" и "застежкам", и делает ММФР таким неряшливым, растрепанным и разболтанным. Не из-за этого ли равнодушного отношения Андрей Амлинский, который (под именем Александр) был объявлен как выступающий на Дне радио, на фестиваль просто-напросто не пришел? И как рассказал мне организатор этого Дня, генеральный продюсер компании "АГНИ" Иван Суворов, Амлинский заявил, что ММФР ему просто неинтересен, и он не хочет иметь с этим фестивалем никаких отношений. Ну уж если Амлинский не хочет… КОМАНДА ФЕСТИВАЛЯ: ЖИЗНЬ В СОБСТВЕННОМ СОКУ Главная проблема дирекции ММФР - ее малочисленность и, увы, невысокий профессионализм. Лучшее, что можно сделать для этой команды, - это вывезти их в полном составе в Канны, в Порторож или на другой нормальный рекламный форум. И показать всю механику фестивальной машины. Не на словах, а на деле. Вот Ирина Шмакова из Новосибирска, организатор фестиваля "Идея", слетала на Golden Drum, и говорит, что это ей здорово прочистило мозги. Впрочем, учиться можно и заочно, например, сравнив, как представлен во всемирной паутине ММФР, а как его западные братья. Об официальном сайте промолчу: о мертвых либо хорошо, либо ничего. Во время фестиваля на www.festival.ru можно было не заходить: Интернет - самое оперативное СМИ - не использовался оргкомитетом вообще. Ну не до того им! Не уверен, что сайт оживет и после фестиваля. Были, правда, так называемые "on-line репортажи" на спонсорском сайте www.advertology.ru. Но, во-первых, on-line репортажи - это то, что транслируется через сеть в режиме ПРЯМОГО эфира. То есть, в зале установлена камера, и весь мир может видеть и слышать лекции, мастер-классы, церемонии. В данном же случае публиковали заметки о тех или иных фестивальных событиях и отнюдь не в режиме on-line. Уровень этих текстов, полных грамматических, стилистических, а главное, фактических ошибок, оценивать не буду. Их строчили люди, далекие и от рекламы, и от журналистики. Допустим, в одном "репортаже" директора ММФР Елену Нарышкину отчего-то сделали членом жюри (непонятно только какого именно). А вот вам начало другого отчета (стилистика сохранена полностью): "Самое вкусное, как говоритЬся - напоследок, поэтому одна из конференций, проходивших в конференц-зале Центра Международной Торговли, была посвящена рассмотрению вопросов о жизнеспособности, финансировании и многом другом, касающемся жизни радио". "Жизнеспособность жизни радио" - это, конечно, круто! И почему рассмотрение проблем радио - это "самое вкусное", ума не приложу… ЗАКРЫТИЕ: КТО СОРВАЛ ИНТРИГУ? Перед церемонией закрытия некий умный человек разложил на видных местах четвертый номер фестивальной газеты. С итогами. Тот самый выпуск, который всегда и везде раздается ПОСЛЕ церемонии. Газету тут же стали разбирать, а мы с Максимом Лазебником, директором Киевского фестиваля рекламы, бросились искать хоть кого-то из организаторов, чтобы сообщить об этом бардаке. Остатки тиража были собраны и припрятаны. Но церемония награждения уже потеряла всю интригу. Оставалось, сидя с газетой в руках, сверять имена победителей. НЕЛОВКОСТЬ (ОНА ЖЕ НЕЛЕПОСТЬ) ГОДА Конечно, на победу в этой номинации должна претендовать история с внезапной организацией на ММФР "внеконкурсного" конкурса политической рекламы. Комментарий данному состязанию был опубликован на Составе в пятницу. А в субботу вечером мы стали свидетелями неловкого зрелища, когда под свист и крики из зала чиновник из "Единой России" получал от президента Янковского фестивальное "яблоко" на фоне банок с яблоками (чем не анекдот для партии Явлинского!). Это и был пик нафталин-шоу. О победе "единороссовского" ролика говорили как о свершившемся факте еще задолго до начала фестиваля. Ведь если верить некоторым источникам, именно эта партия оказала 13-му ММФР финансовую поддержку. А кто-то наивный, наверное, голосовал, крестики ставил… P.S. Закончить заметки мне очень хотелось громогласным заявлением: мол, больше я на этот (прилагательные убираю по соображениям цензуры) фестиваль - ни ногой! Но после понял: нельзя доставлять организаторам ММФР такой радости. Пусть пребывают в тонусе: я обязательно приду к вам на следующий год, даже если не дадите аккредитацию. Да и золотое правило есть: никогда не говори никогда. Вдруг и на Московском фестивале что-нибудь или кто-нибудь поменяется?.. |