26.11.2003

Штрафы за нарушение правил дорожного движения могут повысить в 6 раз



Арина Шарипова

Уже в следующем году размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД) могут быть резко увеличены. По словам вице-премьера Владимира Яковлева, наказания за грубые нарушения должны исчисляться исходя из нового минимального размера оплаты труда (МРОТ) - 600 рублей. Если учесть, что сегодня штрафы устанавливаются на основе так называемого базового МРОТ (100 рублей), то наказание за вождение в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу, превышение скорости и даже неправильную парковку, которые вице-премьер назвал в числе серьезных нарушений, может быть ужесточено в шесть раз. По словам Яковлева, рассмотрение этих предложений в Госдуме может состояться уже во время весенней сессии.

Ситуация на российских дорогах критическая. По словам вице-премьера Владимира Яковлева, курирующего дорожное хозяйство страны, за последние 10 месяцев в России произошло более 168 тысяч ДТП, в результате которых погибли около 30 тысяч человек. Главная причина аварий: нарушение правил дорожного движения.

По мнению Яковлева, ситуацию можно исправить, повысив штрафы за дорожные правонарушения. Как сообщил вице-премьер, правительственная комиссия, в состав которой входят Минтранс и МВД, уже готовит в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в закон о безопасности дорожного движения поправки, касающиеся увеличения штрафных санкций и ответственности за грубые нарушения ПДД. Насколько именно будут ужесточены штрафы для водителей, определят ответственные за поправки ведомства и законодатели. Однако Яковлев уверен, что штрафы 'за грубые нарушения правил дорожного движения' надо увеличить 'в разы' по сравнению с сегодняшними. Уже сейчас он предлагает исчислять штрафы по новому МРОТ, который с октября составляет 600 рублей. Сейчас за основу штрафов берется не он, а так называемая базовая ставка МРОТ, которая составляет 100 рублей. Следовательно, если предложения Яковлева будут приняты, штрафы за нарушения ПДД сразу же возрастут в 6 раз. Причем в числе грубых нарушений, штрафы за которые надо повысить обязательно, члены комиссии назвали не только вождение в нетрезвом виде, выезд на встречную полосу, превышение скорости и несоблюдение сигналов светофоров, но и нарушение правил парковки.

Скромность доходов россиян вице-премьера нисколько не смущает. 'Я в таких случаях говорю: закон есть закон, не нарушай закон, и платить не будешь', - отрезал Яковлев. Между тем штрафы за дорожные правонарушения в 2002 году уже повышались. Так, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения сегодня обходится нарушителю в сумму от 10 до 20 МРОТ (1000--2000 рублей) или стоит ему лишения прав на 1 год. За превышение скорости более чем на 60 км/ч водитель может быть оштрафован на сумму не более 500 рублей. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика стоит 1 МРОТ (100 рублей), а нарушение правил парковки - 0,5 МРОТ (50 рублей).

Для сравнения: превышение скорости на 20 км/ч в ФРГ карается относительно невысоким штрафом в 35 евро, в Португалии за это придется выложить минимум 50 евро, в Дании - 65, во Франции, Швеции, Испании - 90, а в Италии - 130. Самое суровое наказание любителя прокатиться с ветерком ждет в Бельгии, Норвегии и Великобритании - от 200 до 250 евро. Во многих европейских странах довольно большой штраф также взимается за разговор по мобильному телефону во время движения, за неправильную парковку и проезд на красный сигнал светофора. При этом средний прожиточный минимум граждан стран Западной Европы, Японии, США и Канады составляет от 200 до 400 долларов в месяц. В России же этот показатель равен примерно 70 долларам.

Напомним, что в соответствии с новым российским законодательством платить штраф непосредственно на 'месте преступления' нельзя: инспектор ГИБДД лишь выписывает квитанцию, а для оплаты штрафа надо явится в отделение Сбербанка. Впрочем, с сотрудниками инспекции, как правило, можно договориться, заплатив им половину штрафной суммы. Так что вполне вероятно, что повышение штрафов приведет не столько к сокращению ДТП, сколько к росту благосостояния служителей дорожного порядка.

Источник: Газета