26.11.2003

OMV рвется в Россию . Австрийская группа ищет нефть для своих заводов



Николай Буланов
.
         Австрийская OMV вчера впервые презентовала свои планы в России. Компания рассчитывает создать СП с одной из российских компаний и через 3 - 4 года добывать в нашей стране как минимум 1,5 млн т нефти в год. Правда, партнера для этого проекта OMV пока не нашла.

        OMV - австрийская нефтехимическая группа. По итогам девяти месяцев 2003 г. ее выручка составила $6,6 млрд, чистая прибыль - $358,6 млн. Рыночная капитализация компании составляет около $3,3 млрд. Крупнейшими акционерами OMV являются австрийская госкомпания Austrian State Holding Company (35% ) и International Petroleum Investment Company из Объединенных Арабских Эмиратов (20% ). OMV перерабатывает нефть на двух собственных НПЗ в Австрии и в Германии, суммарная мощность которых составляет 12,4 млн т нефти в год. Компания проводит исследования и разрабатывает нефтегазовые месторождения в 16 странах мира, в том числе в Великобритании, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ежегодно добывая около 6 млн т нефти.

        OMV давно закупает российскую нефть для своих НПЗ, но до сих пор компания никогда не проявляла интереса к месторождениям в нашей стране. Вчера же на пресс-конференции председатель правления OMV Вольфганг Руттенсторфер впервые заявил, что его компания хотела бы добывать нефть в России. По его словам, австрийская группа рассчитывает создать совместное предприятие с одной из российских компаний, при этом ее интересуют проекты с объемом добычи не менее 30 000 баррелей нефти в сутки (около 1,5 млн т в год). "Добыча и производство в России станет основой нашей экспансии в ближайшие пару лет", - говорит Руттенсторфер. При этом OMV рассчитывает, что ее доля в российских проектах составит как минимум 30 - 40% , а если проект будет не слишком крупным, то и все 50%. Предправления OMV также сообщил, что компания готова пригласить наших нефтяников к сотрудничеству в других странах - в частности, в Африке, на Ближнем Востоке, в Австралии и Новой Зеландии.

        Впрочем, Вольфганг Руттенсторфер признает, что, хотя OMV и вела переговоры со всеми крупнейшими российскими компаниями, достичь конкретных договоренностей ей пока не удалось. А единственным из наших нефтяников, с которыми у OMV уже есть совместный проект, является "ЮКОС". В августе две компании договорились о строительстве до 2005 г. трубопровода, который должен соединить нефтепроводы словацкой Transpetrol, 49% акций которой владеет "ЮКОС", с расположенным под Веной нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) Schwechat, принадлежащим компании OMV. Мощность новой 60-километровой трубы составит 5 млн т нефти в год, стоимость - около 30 млн евро. Благодаря этому маршруту российская нефть по экспортному нефтепроводу "Дружба" впервые сможет напрямую поступать в Австрию. Руттенсторфер считает, что все детали проекта партнерам удастся согласовать до конца этого года, а арест основного владельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского не остановит строительство новой трубы.

        Член правления OMV Хельмут Лангангер пояснил "Ведомостям", что по новому экспортному маршруту его компания рассчитывает транспортировать добытую в России нефть. Он, однако, отказался рассказать, какие месторождения интересуют OMV, и не стал комментировать возможность создания альянса с "ЮКОСом" для добычи нефти в России. В пресс-службе "ЮКОСа" вчера не смогли сообщить о каких-либо планах добывать нефть совместно с австрийской группой, так же как и в "Роснефти", ТНК-BP и "ЛУКОЙЛе". "Конечно, мы ведем переговоры со всеми крупными западными компаниями. Но пока никаких соглашений с OMV у нас нет", - говорит сотрудник "ЛУКОЙЛа".

        Аналитик компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров считает, что декларируемые OMV цели вполне достижимы. "В следующем году в ХМАО будет много тендеров на разработку месторождений, - напоминает он. - И OMV вполне может участвовать в каком-либо из них". Вместе с тем он считает, что в России компания создаст СП с каким-нибудь крупным игроком, и называет среди наиболее очевидных претендентов "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ". А Стивен Дашевский из "Атона" считает, что 1,5 млн т в год - слишком маленький объем для создания СП с крупной компанией. "Скорее всего, они не будут начинать с нуля и купят какую-нибудь небольшую компанию", - говорит он.



Источник: Ведомости