26.11.2003

$300 млн на всех . "Аэрофлот" должен поделиться сборами с иностранцев за транссибирские перелеты



Анастасия Онегина
Светлана Иванова
.
         Правительство готово отменить роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний. В результате к 2015 г. "Аэрофлот" может лишиться ежегодных доходов почти в $300 млн и уже совсем скоро вынужден будет поделиться частью суммы с другими российскими компаниями. В "Аэрофлоте" уверяют, что смогут компенсировать потери, но обещают повысить цены на билеты. А аналитики уже закладывают отмену роялти в прогнозы развития авиационной отрасли страны.

        Представители европейских стран на переговорах о вступлении России в ВТО давно настаивают на отмене соглашения 1970 г. , позволяющего "Аэрофлоту" получать от иностранных компаний крупные суммы за право беспосадочных перелетов между Европой и Восточной Азией над территорией нашей страны. За 30 лет действия соглашения бывший монополист советской авиации заработал порядка $5 млрд. Сейчас ежегодные сборы с иностранцев достигают $300 млн при общей выручке $1,6 млрд. Переговоры об отмене роялти Евросоюз уже несколько лет увязывает с возможностью вступления России в ВТО, хотя нормы организации напрямую не регулируют эти вопросы.

        Вчера первый замминистра транспорта, руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько заявил, что авиационные власти думают, как изменить схему компенсационных выплат "Аэрофлоту". Как удалось узнать "Ведомостям", у чиновников готов и вариант отмены роялти: на первом этапе, предположительно до 2015 г. , выплаты сохранятся, но деньги будут получать все российские компании, использующие сибирские трассы, а не только "Аэрофлот", пропорционально упущенной выгоде от перелетов иностранцев. После 2015 г. роялти будут отменены, и все компании - и российские, и зарубежные - будут выплачивать лишь аэронавигационные сборы, правда, их ставки ГСГА собирается повысить до европейского уровня.

        "Это переговорная позиция [с ЕС], - говорит источник "Ведомостей" в правительстве. - На самом деле ситуация позволяет нам установить и другие сроки [отмены роялти]". "Мы и так идем на компромисс [с европейцами], который позволит наконец снять эту старинную проблему", - говорит один из членов российской переговорной делегации. По расчетам Минтранса, финансовые показатели деятельности "Аэрофлота" позволят отказаться от раздражающих ЕС компенсаций в течение ближайших двух лет.

        По мнению источника в аппарате Белого дома, "если европейцы не согласятся на такой вариант с отменой роялти, это покажет, что они просто не хотят договариваться с нами [о вступлении в ВТО]". "И компании, и чиновники [других государств] не понимали не то, почему вообще они должны платить за перелеты - ведь аэронавигационные сборы существуют во всем мире, - а то, почему все деньги идут только "Аэрофлоту", - говорит высокопоставленный источник в правительстве. - Мы сохраняли эту схему, сознательно поддерживая компанию, но мы же не можем вечно держать необъяснимые дополнительные льготы".

        В самом "Аэрофлоте" спокойно отнеслись к инициативе правительства. "Естественно, мы понимали, что рано или поздно это [отмена роялти] случится, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - И при условии того, что это произойдет не завтра, мы рассчитываем в ближайшее время так реструктурировать свои финансовые ресурсы, чтобы обходиться и без этих поступлений". Правда, предупреждает Кошляков, повышение аэронавигационных сборов приведет к росту цен на авиаперелеты для потребителей.

        Другие компании довольны перспективами ликвидации монополии "Аэрофлота", но против дополнительных расходов на выплату сборов. "Совершенно непонятно, почему все деньги получает одна компания, - говорит представитель одной из российских авиакомпаний. - Мы рады, что наконец подошло время, чтобы это изменить". Однако, по словам директора по связям с общественностью "Трансаэро" Сергея Быхала, "аэронавигационные сборы - это значительная статья расходов для компаний и приветствовать их повышение мы не можем".

        Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что роялти сейчас формируют до 85% операционной прибыли "Аэрофлота". ОФГ, говорит Сахнова, уже закладывает в свои прогнозы отмену роялти в 2005 г. , поскольку сам "Аэрофлот" неоднократно заявлял, что намерен избавиться от зависимости от иностранных компенсаций. Алексей Зайцев из ИК "Проспект" отмечает, что ни одна страна ВТО не берет с иностранных компаний роялти за пролеты над своей территорией. По его мнению, "Аэрофлоту" из-за отмены роялти в России "придется туго", но на повышение тарифов компания вряд ли пойдет из-за жесткой конкуренции в отрасли.



Источник: Ведомости
Стабильности нет . ЕС не смог ввести санкции против Франции и Германии

Игорь Федюкин
.
         Германия и Франция не будут наказаны за нарушение европейского Пакта о стабильности и росте. Вчера утром совет министров финансов ЕС отказался утвердить рекомендации Еврокомиссии, которая хотела ввести санкции против крупнейших стран Европы.

        Бюджетный дефицит Германии и Франции в 2004 г. в третий раз подряд превысит разрешенные в ЕС 3% ВВП. Совет министров финансов стран - членов ЕС, собравшийся в понедельник вечером в Брюсселе, признал факт нарушения Пакта о стабильности и росте со стороны Берлина и Парижа, но не смог одобрить предложенные Еврокомиссией санкции.

        Используемая в ЕС система голосования дала Берлину и Парижу преимущество - провинившимся странам было достаточно заручиться лишь поддержкой Ирландии, Люксембурга, Италии и Португалии (бюджетный дефицит в последних двух также превышает 3% ), чтобы заблокировать предложение Еврокомиссии, а затем провести компромиссное решение.

        Франция согласилась сократить свой бюджетный дефицит в 2004 г. на 0,77% ВВП, или 1 млрд евро, что несколько выше, чем первоначально планировал Париж, но гораздо ниже 6 млрд евро, о которых вела речь Еврокомиссия. Германии удалось сохранить свои позиции: как и планировали в Берлине, немецкий структурный дефицит будет сокращен в будущем году на 0,6% ВВП, или 13 млрд евро, по сравнению с 17 млрд евро, которых требовала Еврокомиссия. В 2005 г. Франция обязалась сократить бюджетный дефицит еще на 0,6% ВВП, Германия - на 0,5% ВВП. При условии, что оптимистические прогнозы экономического роста в еврозоне оправдаются, сокращения позволят обеим странам в 2005 г. ввести свой дефицит в разрешенные пактом рамки.

        В Париже и Берлине считают, что ничего страшного не произошло. "Пакт по-прежнему жив", - заявил немецкий министр финансов Ханс Эйхель. По его мнению, Берлин вовсе не против сокращения дефицита, поскольку "мы не можем идти в будущее с нынешним размером госдолга". Весь вопрос лишь во времени, которое потребуется для урезания расходов. "[Принятое решение] - это оптимальное сочетание, вводящее необходимую [фискальную] дисциплину, но не удушающее при этом экономический рост", - вторит ему французский коллега Франсуа Мер.

        Представители других стран встретили решение европейских министров финансов с возмущением. "Нельзя требовать, чтобы австрийские налогоплательщики расплачивались за повышение процентных ставок, вызванное дефицитом во Франции и Германии", - заявил австрийский министр финансов Карл-Хайнц Грасснер. Нарушением пакта назвал компромисс и министр финансов Нидерландов Геррит Залм. Нидерланды планируют в 2004 г. сократить расходную часть своего бюджета на 10,9 млрд евро. Вместе с Австрией и Нидерландами против компромисса голосовала также Испания, премьер-министр которой Хосе-Мария Аснар заявил, что "те, кто устанавливал правила, отказываются теперь выполнять их". А по словам еврокомиссара по финансам Педро Сольбеса, компромисс вообще не имеет под собой "правовой базы".

        В своем вчерашнем обзоре аналитики Morgan Stanley назвали решение совета министров финансов "фактическими похоронами пакта", оставившими "фискальную политику ЕС в вакууме". Аналитики предсказывают, что по мере приближения электорального цикла 2006 - 2007 гг. в крупных странах ЕС тенденция к нарушению лимита на дефицит только усилится. Повышается и вероятность повышения процентной ставки Европейским центробанком.

        "Краткосрочные экономические последствия будут минимальными: дефицит остается под контролем, а расхождения между требованиями Комиссии и окончательным компромиссом находятся в пределах статистической погрешности, - считает Катинка Барыш из лондонского Centre for Europran Reform. - Но долгосрочное воздействие будет заметным. Этот компромисс усугубляет конфликт между крупными и малыми странами в ЕС и подрывает авторитет Еврокомиссии".

        "Пакт мешает росту, и именно поэтому страны отказываются соблюдать его, - считает Тилман Брюк из экономического института DIW в Берлине. - Но какие-то ограничения дефицита необходимы, как необходимы и меры, стимулирующие [бюджетную] экономию в периоды экономического благополучия. Однако ожидать реформы пакта не приходится: ЕС слишком боится, что это обрушит рынки".



Источник: Ведомости
Mars купит отходы у "Гранд-НН".

Екатерина Чичурина
Павел Миляев

Ведомости - Нижний Новгород26 ноября 2003

         Нижегородская компания "Гранд-НН" откроет весной 2004 г. фабрику по производству мясокостной муки из отходов птицепереработки. Ее покупателям станут российские предприятия концерна Mars, которые занимаются производством кормов для животных.

        ООО "Гранд-НН" занимается фасовкой кофе марок "Элит Платинум", "Черный консул", "Жокей", "Черная карта", "Люксор", "Петровская слобода" и др. ООО "Гранд-НН" было учреждено в 1993 г. Игорем Гордеевым и фирмой Loud water trade and Finance Ltd. По итогам 10 месяцев 2003 г. объем производства "Гранд-НН" составил 7 млн банок, или 700 т кофе, увеличившись на 50% к аналогичному периоду 2002 г.

        Как сообщил "Ведомостям" учредитель и генеральный директор "Гранд-НН" Игорь Гордеев, вся продукция будет поступать на российские заводы компании Mars по производству кормов для животных. Производство будет размещаться в одном из корпусов Линдовской птицефабрики, которое "Гранд-НН" у владельцев фабрики.

        Технический директор птицефабрики "Линдовская" Евгений Виноградов подтвердил, что фабрика будет отправлять отходы мясобоя на новый завод. "У нас есть часть отходов, на утилизацию которых тратится очень много энергии. Более современное оборудование и технология компании Mars позволяют с меньшими энергозатратами получать больше качественного продукта", - говорит он.

        Проектная мощность предприятия рассчитана на переработку 30 т отходов в сутки, из которых будет получаться до 10 т мясокостной муки. На первом этапе планируется перерабатывать 15 т отходов в день. "Первоначально к нам будет поступать сырье только с Линдовской птицефабрики, но позднее мы надеемся договориться с другими птицефабриками региона", - говорит Гордеев.

        Он сообщил, что объем инвестиций в новое производство составит $1 млн, из них 3 млн руб. выделил в виде льготного кредита экологический фонд Нижегородской области, $300 000 выделит ООО "Марс", остальные деньги - средства "Гранд-НН".

        Гордеев говорит, что "Гранд-НН" уже давно сотрудничает с Mars, поставляя отходы с Линдовской птицефабрики. Договор о намерениях по организации производства мясокостной муки между Mars, "Гранд-НН" и правительством Нижегородской области был подписан в мае 2003 г.

        В российском подразделении компании Mars подтвердили информацию о сотрудничестве с фирмой "Гранд-НН". "Мы предоставим нижегородской компании часть оборудования и технологию производства муки для наших предприятий", - говорит руководитель проекта коммерческого отдела ООО "Марс" Андрей Печенко. Менеджер отметил, что нижегородский сырьевой проект компании в России - один из самых крупных. В "Марсе" сообщили, что прежде закупали сырье непосредственно на птицефабриках, но нестабильное качество продукции заставило заняться организацией специализированного производства.

        На втором этапе проекта планируется расширить производство за счет премиксов (витаминных добавок) , которые также пойдут на российские заводы Mars. "Это производство мы планируем запустить летом 2004 г. ", - сказал Гордеев.

        Однако не все областные птицефабрики готовы поставлять сырье для "Гранд-НН", так как сами перерабатывают и используют отходы для своих целей. Так, технолог птицефабрики "Павловская" (структурно входит в состав группы компаний "Содружество") Александра Курхалова говорит, что в марте 2004 г. на фабрике будет установлено новое оборудование для переработки отходов. "Полученная мука будет использоваться при производстве кормов для нужд фабрики", - уточняет Курхалова.

        У компании Mars в России две фабрики по производству кормов для животных - предприятие в Ступине в Московской области мощностью 40 000 т в год и фабрика в Новосибирской области мощностью 25 000 т в год.

        По данным ACNielsen, 84% рынка по объему продаж и 86% по стоимости продукции занято тремя ведущими производителями кормов - Mars, Nestle и Royal Canin (контрольный пакет принадлежит корпорации Mars).

        КОРМА ОЦЕНИЛИ: Производство кормов для животных становится все более привлекательным для инвесторов. В середине 2003 г. контрольный пакет акций ОАО "Ильиногорский завод комбикормов "Изкорм" приобрели структуры, аффилированные с группой "Продо" (мясное направление группы "Планета"). Комбикормовый завод "Изкорм" специализируется на производстве кормов для промышленного использования: птицефабрик, животноводческих комплексов, пушных зверей, дичи, прудовой рыбы и пр. С объемом производства 105 570 т в год входит в пятерку крупнейших комбикормовых заводов России.



Источник: Ведомости