27.11.2003

Щедрость напоказ . Бизнес решил пропагандировать свою благотворительность



Ольга Проскурнина
Анна Николаева
.
         Чтобы унять подозрительность сограждан, крупный бизнес должен не только заниматься благотворительностью, но и научиться доходчиво рассказывать о своей щедрости стране. Новый вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Евгений Гонтмахер предложил вчера руководству союза внедрить в России международные стандарты социальной отчетности. Наблюдатели полагают, что таким способом промышленники будут вербовать на свою сторону не общество, а чиновников.

        Социальная ответственность бизнеса стала модной темой после того, как в мае президент Владимир Путин поставил перед страной задачу победить бедность. А особую актуальность ей придал июльский арест совладельца НК "ЮКОС" Платона Лебедева. В октябре РСПП объявил о готовности участвовать в реализации масштабных социальных программ, помогая государству развивать здравоохранение, образование и кредитование населения. Ради решения этих задач в РСПП был создан пост вице-президента "по социальной ответственности бизнеса". Новым "вице" стал Гонтмахер, который проработал шесть лет руководителем социального департамента аппарата правительства.

        Вчера Гонтмахер дебютировал на заседании правления РСПП с докладом. Он рассказал, что социальные проекты бывают как сугубо филантропическими (например, помощь детям-инвалидам) , так и "экономически выгодными для бизнеса". В их числе развитие системы профессионального образования, реформа обязательного социального страхования, лоббирование налоговых льгот для благотворителей.

        По данным российского представительства британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation "CAF Россия", отечественные корпорации ежегодно тратят на благотворительные и социальные программы около $500 млн (80% поступают муниципальным и местным властям, а 20% - детским приютам, художественным и культурным центрам и т. п. ). Например, "Северсталь", по данным самой компании, израсходовала в 2002 г. на "филантропию" $30 млн, а "Норильский никель", по его данным, направил в 1997 - 2003 гг. $100 млн на переселение "на материк" 23 500 жителей заполярного Норильска.

        Впрочем, для улучшения репутации бизнеса одной благотворительности мало, сообщил олигархам Гонтмахер. Он предложил им ввести в России международные стандарты социальной отчетности и регулярно выпускать рейтинги социальной и экологической ответственности компаний. Гонтмахер говорит, что на Западе рейтинги социальной и экологической ответственности составляют известные агентства, а в России этим может заниматься либо специально созданное независимое агентство, либо какое-то из международных.

        Правление не стало бурно обсуждать идеи Гонтмахера, ведь, как сказал один из участников заседания, тот говорил про "то, что известно и достаточно очевидно многим". Было решено, что Гонтмахер представит свои конкретные предложения по содержанию стандартов социальной отчетности после Нового года.

        Представители крупных российских корпораций не считают идеи Гонтмахера революционными. Алексей Гончаров из "Реновы" говорит, что в группе компаний "СУАЛ-Ренова" отчетность обо всех социальных программах ведется на западный лад. Правление "Северсталь-групп" планирует утвердить стандарты социальной отчетности западного образца на декабрьском заседании вне всякой связи с решениями РСПП, говорит один из топ-менеджеров корпорации. А "Норильский никель" ежегодно рассылает в правительство и другие организации расширенный отчет о социальной политике, говорит руководитель отдела "Норникеля" по работе с персоналом Анатолий Харламов.

        Член бюро РСПП, председатель наблюдательного совета ИК "Ренессанс Капитал" Александр Шохин полагает, что из предложений Гонтмахера бизнес может извлечь практическую пользу. "В компаниях, которые реализуют внутрикорпоративные социальные программы, вероятность возникновения конфликтов между работодателями и персоналом намного ниже, - говорит он. - Поэтому это [социальная отчетность] интересно и инвесторам тоже".

        Но главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков сомневается в том, что инвесторы, работающие с российскими активами, обращают внимание на данные о социальной ответственности отечественных корпораций. "Для инвесторов у наших компаний важнее наличие нормальной финансовой отчетности, понятная структура собственности, общая прозрачность", - резюмирует экономист.

        Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин убежден, что главным адресатом отчетов будут чиновники. "В России всегда самое главное - понравиться президенту, - полагает Ясин. - Если он нападает на кого-то и говорит, что компании не проявляют социальной ответственности, то [у других предпринимателей] интуитивно появляется желание заявить о социальных проектах". А директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев называет инициативу РСПП "хорошей и нужной, вот только высказана она в такой момент, когда будет неправильно воспринята - как желание крупного бизнеса защититься от "наката".



Источник: Ведомости