Гигантомания "Аэрофлота" . Компания собирается в 3 раза увеличить объем перевозокАндрей Лемешко . "Аэрофлот" разработал амбициозные планы развития. К 2010 г. компания почти в три раза намерена увеличить объем пассажирских перевозок и почти в два раза - парк самолетов. В "Аэрофлоте" обосновывают свои планы надеждами на резкий рост объемов внутренних перевозок. Но конкуренты и аналитики не разделяют оптимизма лидера отрасли. "Аэрофлот" - крупнейший в России авиаперевозчик. В парке компании - 104 воздушных судна, из них 27 "иномарок". Но, по словам гендиректора компании Валерия Окулова, эксплуатируется только 78 машин. В прошлом году "Аэрофлот" перевез 5,49 млн пассажиров. Выручка авиакомпании по стандартам IAS составила $1,563 млрд, чистая прибыль - $89,3 млн. Государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота", группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30% акций. Как рассказал вчера на пресс-конференции гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, компания намерена довести к 2010 г. ежегодный объем пассажирских перевозок до 15 млн человек в год. Окулов исходит из того, что объем перевозок "Аэрофлота" будет ежегодно увеличиваться примерно на 13%. Свои надежды "Аэрофлот" связывает прежде всего с развитием рынка внутренних перевозок. Так, Окулов прогнозирует, что в будущем году "Аэрофлот" сможет увеличить объем перевозок на внутренних маршрутах на 30,5%. Замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков поясняет, что увеличения перевозок компания рассчитывает добиться прежде всего за счет увеличения интенсивности работы на уже имеющихся маршрутах. По словам Окулова, для реализации этих планов компании потребуется к 2010 г. увеличить парк эксплуатируемых самолетов почти в два раза - до 140 - 150 единиц. Еще полтора месяца назад планы "Аэрофлота" были не в пример скромнее. В интервью "Ведомостям" Окулов говорил о намерении компании в течение 10 лет увеличить парк самолетов до 120 - 130 единиц. По словам Кошлякова, компании еще предстоит определиться, какие самолеты пополнят ее авиапарк. "Мы готовы покупать продукцию отечественного авиапрома, если он сможет предложить достойную технику, - говорит он. - Ближайший год покажет, насколько состоятельны проекты создания новых самолетов - Ан-148, Ту-334 и RJJ, который сейчас только разрабатывается". Иначе, говорит Кошляков, авиакомпании придется искать "иные варианты развития компании". Впрочем, отмечает Кошляков, пока планы "Аэрофлота" упираются в отсутствие современного терминала, которым должно стать "Шереметьево-3". По его мнению, строительство "Шереметьево-3" может дать дополнительный 10% -ный ежегодный рост перевозок. Конкуренты не разделяют оптимизма "Аэрофлота". Замгендиректора второй по величине авиакомпании - "Сибирь" Михаил Кошман отмечает, что планы "Аэрофлота" по увеличения авиапарка упираются в отсутствие конкурентоспособного самолета, который мог бы заменить выбывающие Ту-154, Ту-134, Ил-86. Рассчитывать на импортную авиатехнику вряд ли стоит, считает Кошман, до тех пор пока не будет решен вопрос с ввозными пошлинами. А представитель "Красэйра" уверен, что планы "Аэрофлота" реализуемы только при условии создания обширной сети аэропортов-хабов (пересадочных узлов). Аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина называет планы "Аэрофлота" по росту перевозок слишком оптимистичными. "Рынок будет расти, и темпы роста перевозок "Аэрофлота" будут равняться на него", - уверена она. Загвоздина указывает, что рынок авиаперевозок зависим от роста ВВП, поэтому можно прогнозировать более скромные темпы. По ее оценке, увеличение ВВП на 1% дает 1,5% -ный рост перевозок. "Рынок будет консолидироваться. С него уйдут мелкие игроки, и "Аэрофлот" сможет занять их место и увеличить свою долю на рынке", - говорит Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. Однако, говорит она, пока сложно поверить в эти прогнозы, поскольку неясно, за счет каких самолетов собирается "Аэрофлот" увеличивать свой авиапарк.
|