РЖД взыщет с потребителей . Свои потери от введения спецсчетовАнастасия Онегина . Потери железных дорог от введения спецсчетов НДС будут компенсировать российские предприятия. Им придется платить за перевозки на 2,3% больше - настолько ОАО "РЖД", которому новая система сбора НДС обойдется в 12 млрд руб. , предлагает повысить тарифы. Предприниматели возмущены инициативой монополиста. В начале октября правительство приняло принципиальное решение о том, что с 1 июля 2004 г. каждое предприятие (включая индивидуальных предпринимателей и те фирмы, которые вообще не платят НДС) будет обязано открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет для уплаты НДС. При расчетах компаниям придется перевести платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога - на спецсчет, откуда деньги могут быть направлены только для уплаты НДС (сразу в бюджет или другому поставщику). Благодаря этой мере Минфин рассчитывает собрать в бюджет-2004 дополнительно до 30 млрд руб. налога, который сейчас минует казну. Еще в начале ноября замруководителя департамента финансов ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Илья Рящин уверял, что введение спецсчетов "может парализовать работу железных дорог ". Расчеты, которые компания отправила в понедельник в Минэкономразвития, показывают, что это не так, хотя новация чиновников будет для железных дорог накладной. Так, на увеличение зарплаты новых сотрудников, которые будут обслуживать работу спецсчетов 12 000 входящих в РЖД юрлиц, компании придется тратить 9,8 млрд руб. в год и еще 1,16 млрд руб. будет ежегодно отвлекаться из оборота из-за разницы в сроках уплаты НДС в бюджет и выплатой зарплаты. Еще примерно на 1,2 млрд руб. предприятие должно будет закупить технику для своих новых сотрудников. Чтобы покрыть потери в 12 млрд руб. , РЖД предлагает индексировать тарифы на перевозки на 2,3%. В противном случае, отмечается в письме, "в условиях усиления конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг " введение спецсчетов "приведет к ухудшению финансового положения компании". "Обычные предприятия могут сами увеличить цены и тем самым компенсировать свои потери, - говорит источник в налоговом департаменте Минэкономразвития. - Монополиям, чьи цены устанавливает государство, приходится для этого обращаться в правительство". По словам сотрудника департамента реструктуризации естественных монополий, который вносит предложения по индексации тарифов, "мы рассмотрим их [РЖД] проблемы, но пока ничего определенного сказать нельзя". Другие монополисты, отметил источник, пока не обращались в департамент с просьбой поднять цены на свои услуги из-за введения спецсчетов. Компании, пользующиеся железнодорожными перевозками, возмущены планами повышения тарифов. "С 1 января тарифы и так возрастут на 12% , а в металлургии на перевозки уходит уже больше 10% расходов", - говорит сотрудник крупной металлургической компании. По его словам, перевозка тонны груза сейчас обходится в $60 и дополнительная 2,3% -ная индексация будет съедать у предприятия до $3,5 млн в год. "И это при том, что у нас самих из-за введения спецсчетов налоговая нагрузка вырастет, по расчетам, на 5%! " - возмущается металлург. Но инициаторы внедрения спецсчетов не воспринимают аргументов бизнеса. "Сомнений в правительстве ни у кого нет - спецсчета будут вводиться обязательно", - заявил "Ведомостям" в начале ноября руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев, комментируя возможную остановку работы РЖД. А пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов называл "тенденциозным" доклад рабочей группы Минэкономразвития, указывавший в числе последствий введения спецсчетов 20% -ную инфляцию, рост эффективной ставки НДС для предприятий с 18% до 22 - 27% и сокращение денежной массы на 7,6%. "Проведен только анализ негативных последствий, и ни слова не говорится о том, какие проблемы помогут решить спецсчета", - сетовал чиновник. До сих пор единственным аргументом Минфина на этот счет было увеличение поступлений от сбора налога в бюджет.
|