03.12.2003

"Лучше уйти с рынка, чем мириться с воровством" . Утверждает продюсер Сергей Члиянц



Лариса Юсипова
.
         В последние недели борьба с видеопиратством, ставшая после встречи Владимира Путина с кинематографистами одним из приоритетных направлений деятельности правительства, резко активизировалась - даже без указаний сверху. Правда, пока за пределами РФ. О своей попытке искоренить российское пиратство на территории США "Ведомостям" рассказал продюсер Сергей Члиянц.

        - После фестиваля русского кино в Нью-Йорке много говорили о том, как вы совершили антипиратский рейд по Брайтону. Что там произошло на самом деле?

        - Да какой рейд! Я просто отправился на Брайтон посмотреть, что там происходит, потому что много слышал про разгул пиратства. И действительно: в каждой русскоязычной лавочке я нашел все русские фильмы, всех кинокомпаний - даже те, что у нас пока не вышли.

        Эта продукция делится на три разряда. Первый - законно присутствующее там кино, попадающее от русских посредников. Хотя понятно, что цифры продаж занижаются очень сильно, т. е. денег правовладельцу это не приносит никаких.

        Второй - абсолютно нелегальное видео, которое пытаются выдать за легальное. То есть в России покупаются товарные партии на нормальных складах у реальных правообладателей. Но при этом правообладатель забывает сказать, что прав на продажу в США у него нет. А потом прикидывается дурочкой: "Я же, мол, не знал, для кого эти кассеты покупаются и где их будут смотреть".

        - А он обязан знать?

        - С точки зрения презумпции невиновности - нет, не обязан. Но он много лет в профессии и прекрасно знает, что куда идет. Многие дистрибьюторы этим грешат. Когда у меня будут доказательства, назову фамилии.

        Они прекрасно знают, что кассеты везут в Лос-Анджелес, в Нью-Йорк и там продают товарными партиями. А потом уже американские распространители валяют дурочку: "Мы же не знали, что у них прав нет. Нам продали - мы купили". А о том, что обязаны убедиться в наличии прав, они умалчивают. Вызывать американскую полицию и доказывать ей, что ты не продавал фильм на Америку, бесполезно.

        Тем более что иногда брайтонские продавцы делают подложные документы. Вы же понимаете, как в России можно купить любую печать - в подземном переходе. "Рисуют" нормальный договор - экспортно-импортный, таможенные документы, ставят туда печать какой-либо несуществующей организации. Все вроде в порядке. А то, что это печать фирмы-одуванчика, которая никаких прав не имеет, никто проверять не собирается.

        И самый скверный вариант: берут кассету здесь и клепают тираж там. Есть в Нью-Йорке такая организация - RBC, которой владеют три брата-иммигранта. И все "легальные пираты" катят бочку на них, потому что они "голимые пираты", - там своя табель о рангах. Откуда взялись братья и кто им поставляет продукцию, я не знаю. Вот привез с собой их "паленую" кассету и чек на приобретение ее в магазине.

        Люди, торгующие этими кассетами в розницу, ведут себя вполне невозмутимо. Только в одном магазине они смутились, стали мне что-то доказывать. .. Я попросил их убрать все это дело с прилавка, тогда мне предложили уладить конфликт. Сначала за $3000, на другой день за $6000, на третий день приехали в гостиницу и предложили $30 000 - но с условием, чтобы я им отдал законные права на "Бумера" и еще несколько моих лент. Но я отказался.

        - Из принципа или не хотели продешевить?

        - Из принципа. Я договариваться с ворами вообще не собираюсь. К тому же мы считаем, что стартовая цена для американского рынка должна быть $50 000, причем только для районов русской диаспоры.

        - Цена любого фильма?

        - Любого рядового фильма. "Бумер", например, на мой взгляд, должен стоить дороже.

        - Они согласились?

        - Нет. Они заявили, что это нереальная цена. Нереальная - не покупай. Мы хотим нанять адвоката и попытаться закрыть этот вопрос хотя бы на какое-то время.

        - Вы ведь не о себе говорите во множественном числе. Речь идет о группе продюсеров?

        - Я имею в виду в первую очередь Сергея Сельянова, который этот процесс уже начал. Потом, полагаю, присоединятся и другие люди. Но вообще-то это дорогая и сложная история. У нас может ничего не получиться.

        - А почему вы решили начать с Америки?

        - Потому что там тотальная ситуация. В Германии, в Израиле тоже происходит нечто подобное, но не в таких масштабах.

        - Я вообще-то имела в виду Россию.

        - А в России - голяк. Мне тут сообщили некоторые посвященные граждане, что объем пиратского "Бумера" - 15 млн единиц.

        - Посвященные граждане - это кто?

        - Которые в погонах. 15 млн единиц - это в розничных ценах $60 млн. Этот фильм угроблен пиратством. Все завалено "палеными" копиями, вся страна. Как бороться, с кем?

        В Америке хотя бы все локализовано: на Брайтоне, на бульваре Сан-Франциско. На Манхэттене же не купишь русскую пиратскую кассету! А в России - пожалуйста, где угодно! Нужно хотя бы ограничить территории продаж. Не продавать кассеты на улице. Вообще не продавать с лотков - только в магазинах. Ужесточить меры наказания. ..

        - А кто-нибудь с этим предложением обращался?

        - Много раз. Но, может быть, кому-то выгодно, чтобы все происходило так, как сейчас. .. Я не силен в этой арифметике. Знаю только, что у нас есть мрачная, неподъемная ситуация. И знаю, что, если бы ситуация с пиратством была решена, мы вполне могли бы обойтись без господдержки.

        - А вообще господдержка нужна?

        - Конечно, нужна. Ситуация простая: государство слабое. Оно не может заставить соблюдать закон. И само за это платит - в данном случае в форме бюджетного финансирования фильмов. Хотя в принципе государственная поддержка художественных произведений нужна всегда. Думаю, она и в Америке нужна.

        - Выступая на министерской коллегии по поводу "Мосфильма", Александр Голутва сказал, что введение квот и манипуляция с ценами на билеты могут быть приняты только как альтернатива господдержке. Большинство кинематографистов из этих трех мер выбирают финансирование. Ваша точка зрения?

        - Я выбрал бы разумную комбинацию. Я категорически против квот, но думаю, что резонно было бы заниматься ценовой политикой и таможенным регулированием. По тому же принципу, как защитили русские автомобили.

        - Но ведь по результатам для зрителя квоты и пошлины - это одно и то же.

        - Ничего подобного! Пошлины - это рыночная мера. Завез блокбастер - ну отдай в бюджет страны серьезную пошлину! "Матрицу" все равно купят. Зато отсеется тут зарубежный мусор, который ввозят сейчас в нагрузку "пакетами" и за который совершенно невыгодно будет платить пошлины.

        - Возвращаясь к пиратству. Если удастся то, что вы задумали, к чему это приведет?

        - К тому, что мы создаем компанию, которая будет представлять наши интересы. Но вполне возможен и такой вариант. Платить легальные деньги нам просто не захотят. Скажут: ушли с рынка - и бог с вами. Не знаю, чем кончится. Но думаю, что лучше уйти с рынка вообще, чем мириться с тем, что тебя обкрадывают.



Источник: Ведомости