05.12.2003


Кофе будут морозить прямо в Подмосковье . "Кофейня на паяхъ" займется выпуском кофе freez dried



Ринат Сагдиев
Екатерина Чичурина

         "Московская кофейня на паяхъ" запустит в начале будущего года в Подмосковье фабрику по производству растворимого кофе по набирающей популярность в мире технологии freez dried. О планах выпуска кофе freeze dried еще несколько лет назад заявляли три российских кофейных компании, однако две из них пока производства не открыли. Не рискнул открыть подобное производство в России даже мировой лидер по производству растворимого кофе - швейцарская Nestle.

        ЗАО "Московская кофейня на паяхъ" располагает в подмосковном Тучкове фабрикой по фасовке растворимого кофе, обжариванию зерен кофе и производству натурального и кофе в зернах. Растворимый кофе компания импортирует. Основные марки - суаре, коломбо и арабика. Финансовые показатели и состав учредителей не раскрываются. По данным компании ACNielsen Россия, "Московская кофейня на паяхъ" входит в десятку лидеров по объему розничных продаж в России сублимированного (freez dried) и натурального кофе.

        Ассоциация "Росчайкофе" оценивает российский кофейный рынок в $1 млрд. По данным Организации производителей кофе в России, доля растворимого кофе в общем объеме продаж составляет 46% , натурального (в зернах и молотого) - 18% , кофейных смесей - 36%.

        Первым российским производителем "замороженного кофе" может стать "Московская кофейня на паяхъ". Как сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности менеджер кофейной компании, в январе 2004 г. планируется открытие производства кофе полного цикла - от обжарки зеленых зерен до выпуска растворимого кофе freez dried. Объем выпуска планируется в размере 20 т кофе в смену, объем инвестиций в строительство завода - $35 млн. Официально в "Московской кофейне на паяхъ" отказались комментировать эту информацию. Но ее подтвердил гендиректор ТД "Гранд" Александр Борисов, по словам которого "Московская кофейня на паяхъ" приобрела оборудование по выпуску кофе freez dried у германской компании Niro, с которой он сам недавно вел переговоры.

        Обычный растворимый кофе изготавливается путем выпаривания экстракта, полученного из молотого кофе. При технологии freez-dried этот экстракт не выпаривается, а сублимируется при очень низкой температуре. "Эта технология лучше сохраняет природные свойства и качества продукта", - объясняет Борисов. ТД "Гранд", как и компании "Московская кофейня на паяхъ" и Kaffa industries, уже давно упоминает о планах строительства кофейных фабрик полного цикла, включая производство кофе freez dried. "Кофейная технология очень сложная и дорогая, а оборудование производят только две немецкие компании - Niro и ALD, - говорит гендиректор "Гранда". - Но купить оборудование - это не самое главное, надо его еще запустить. А также иметь известную марку и хороший сбыт". Кроме того, оборудование для кофе freeze dried нельзя перепрофилировать в случае неудачи проекта. По словам Борисова, стоимость производственного комплекса по выпуску растворимого кофе составляет от $15 млн до $40 млн, причем цена оборудования freeze dried ближе к верхней границе. "Гранд" отказался от организации в России производства полного цикла. Борисов объясняет это тем, что поставщики подняли цену на оборудование, которое и так подорожало из-за роста евро.

        В отличие от "Гранда", Kaffa industries продолжает строить планы запуска новой фабрики. Как заявила "Ведомостям" начальник отдела рекламы этой компании Оксана Федерякина, Kaffa industries уже подписала контракт на инжиниринговые работы и поставку оборудования с одной из европейских компаний. По ее словам, запуск фабрики, возможно, произойдет следующим летом. В 2004 г. начнет строительство кофейной фабрики в России и мировой лидер - компания Nestle. Но, как заявила "Ведомостям" директор по внешним и корпоративным вопросам российского подразделения международного концерна Nestle Дженифер Галенкамп, в России кофе по технологии freez dried производиться не будет.

        По словам исполнительного директора Организации производителей кофе в России Алексея Поповичева, интерес российских компаний к технологии заморозки кофе объясняется тем, что категория кофе freez dried растет наиболее динамично - на 10% быстрее всех остальных кофейных категорий. "В Великобритании, Японии и Франции freez dried занимает около 25% рынка, в России уже более 25% потребителей предпочитают этот кофе".



Источник: Ведомости