Реформы не планируются . В 2004 г. кабинет Касьянова собирается доделывать начатоеАндрей Панов Судя по плану работы правительства на 2004 г. , кабинет не собирается в следующем году проводить новые реформы. Чиновники согласны лишь утвердить прежние налоговые новации, ослабить антимонопольное регулирование и разработать концепции будущих реформ. Эксперты надеются, что новое правительство будет активнее. В распоряжении "Ведомостей" оказался разработанный Минэкономразвития проект плана действий правительства на будущий год. Кабинет должен утвердить эту программу до конца года. Чиновники решили обойтись без революционных изменений и вписали в план только те идеи, которые уже неоднократно были озвучены ведомствами. Так, устранить "инфраструктурные и институциональные ограничения развития" должно ослабление антимонопольного регулирования, в частности повышение порога цены сделки, для проведения которой нужна санкция МАПа. Кроме того, Минэкономразвития рассчитывает ограничить полномочия ФКЦБ по регулированию финансовых рынков и подготовить концепцию газовой реформы (к февралю 2004 г. ). В рамках реформы системы госуправления чиновники предлагают сократить перечень лицензируемых видов деятельности, урезать функции контрольных органов, с 2005 г. финансировать госаппарат в зависимости от результатов его работы и принять новую редакцию закона "О недрах" (август 2004 г. ). "Открытость экономики" должны повысить приведение законодательства в соответствие с нормами ВТО и новым законом о валютном регулировании, организация "работы по вступлению [России] в среднесрочной перспективе" в ОЭСР, повышение пошлин на импорт продукции "отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства" и снижение тарифов на ввоз товаров, которые в России не производятся, а также выход специального постановления "о поэтапном снижении и последующей отмене экспортных тарифов на продукцию высокой степени переработки" в сентябре 2004 г. Реализовать "конкурентный потенциал российской экономики", по мысли авторов плана, поможет создание особых экономических зон (концепцию законопроекта чиновники рассчитывают внести в правительство в мае 2004 г. ) и переход к системе госзаказа в сфере НИОКР, а эффективность социальной политики повысит реформа системы ОМС (внесение закона в Госдуму - март 2004 г. ) , утверждение графика поэтапного введения в школах единого госэкзамена (к концу года). Благоприятные макроэкономические условия для проведения всех этих реформ обеспечат косметические изменения в налогообложении прибыли, упрощение возмещения НДС и проведения налоговых вычетов при капстроительстве и экспорте, а также исключение из налоговой базы авансовых платежей. Кроме того, до конца 2004 г. Минэкономразвития предлагает устранить очередные недостатки налогообложения малого бизнеса. Однако даже у этих скромных планов мало шансов на прохождение. Так, Минфин, по словам руководителя департамента налоговой политики Минфина Александра Иванеева, поддерживает реформу взимания НДС только в случае одновременного введения НДС-счетов. "Антимонопольные" предложения Минэкономразвития, по словам замминистра по антимонопольной политике Сергея Дудкина, являются "только точкой зрения Минэкономразвития, которая ни с кем еще не согласована", а написанный ведомством Германа Грефа законопроект об ОЭЗ Минфин не согласует уже второй год. "Не факт, что в следующем году будет принята даже концепция ОЭЗ", - говорит источник в аппарате правительства. Бизнесменам и экспертам не нравятся ни планы правительства, ни его нынешняя деятельность. "Они [чиновники экономического блока] не мешают, но и не помогают бизнесу, - говорит замгендиректора ХК "Интеррос" Сергей Алексашенко. - Через пять месяцев сменится правительство, еще три месяца потребуется ему для выработки новых планов, так что выводы очевидны: ничего оно [в 2004 г. ] не сделает". По мнению финдиректора компании "Союзгидроспецстрой" Станислава Воскресенского, некоторые новации кабинета, в частности планы по введению НДС-счетов и возможность резервирования сумм валютных операций, только мешают развитию бизнеса. Правда, управляющий директор АО "Волга" Александр Буевич полагает, что новое правительство сосредоточится на реализации лишь заявленных ранее планов. При этом, отмечает Алексей Макаркин из Центра политических технологий, лоббистам будет труднее работать в Думе, потому что после истории с "ЮКОСом" экономические вопросы приобрели политическую окраску и продвигать их "без согласования с Кремлем будет сложно". "После 2000 - 2001 гг. затормозились все реформы, и в 2004 г. будет очередной виток попыток доделать то, что раньше не успели", - считает главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков. Председатель наблюдательного совета "Ренессанс Капитала" Александр Шохин убежден, что возможности для реформ будут использованы после президентских выборов, но "это будет связано не с рутинной работой правительства, которое не может выйти за рамки среднесрочной программы, а скорее с деятельностью группы [замглавы администрации президента Игоря] Шувалова, которая разрабатывает новую программу Путина и может представить более конкретный и амбициозный план". Опрошенные "Ведомостями" чиновники убеждены, что все их идеи лежат в русле президентской политики и резкого изменения курса после выборов не будет.
|