Протекционизм навыворот . "Лишние" инвестиции вредят китайской экономикеАнастасия Онегина Протекционистские меры, за счет которых Китай поддерживал своих автопроизводителей, привели к плачевным результатам. Вместе с бумом производства автомобилей Поднебесная получила и побочные явления - рост цен на продукцию, нехватку энергии и сырья. Российские чиновники считают, что России такие опасности не грозят. Вчера агентство Bloomberg со ссылкой на китайское издание XXI Century Business Herald сообщило, что госкомиссия по планированию и развитию Китая собирается запретить строительство и расширение автомобильных производств, а банкам рекомендует не выдавать на эти цели кредиты. До этого Китай, напротив, стимулировал максимальное расширение выпуска машин. Пошлины на ввоз готовых иномарок были повышены до 170% , а собственное производство в Поднебесной открыли почти все мировые автогиганты. Например, объем производства Volkswagen в Китае достигает 400 000 машин в год (для сравнения, весь российский рынок новых иномарок составляет 110 000 - 120 000 автомобилей). "Инвестиции в китайский автопром - это как раз тот случай, когда все чересчур. Чересчур много, чересчур поспешно, чересчур активно, - считает президент Autimotive Resources Asia Майкл Данн. - Если правительство [Китая] не вмешается, прибыли автопроизводителей [в этой стране] могут упасть до нуля". Только в ноябре выпуск машин в Китае возрос на 18% , а цены на них увеличились на 4,6%. "Перегрев" в автомобилестроении привел к дефициту генерирующих мощностей, которые не могут обеспечить возросшее потребление энергии, и к росту цен на сырье. Например, по оценке Goldman Sachs, в 2004 г. цены только на железную руду в Китае повысятся как минимум на 15%. "Дальше Китай ждет обвальное падение цен на продукцию [автопрома]", - прогнозирует Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. Платежеспособный спрос на автомобили в этой стране намного ниже, чем, например, в США, напоминает директор по стратегии "Северсталь-Авто" Алексей Рахманов. При этом автомобили стоят в среднем на 70% дороже, чем в Америке. В октябрьском докладе "Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах" эксперты международной консалтинговой компании McKinsey уже говорили об опасности повышения торговых барьеров как инструмента привлечения инвесторов в автопром. Бразилия, поднявшая пошлины на ввоз иномарок до 70% , также столкнулась с перепроизводством машин, а эффективность вложений резко упала. Но российские чиновники пока не готовы отказаться от полюбившихся им методов защиты рынка. "Инвестиций много не бывает, - говорит высокопоставленный источник в Минэкономразвития. - Если на рынке переизбыток товаров, то инвесторы туда и не пойдут, так что эта китайская логика [ограничения производства] непонятна". По словам источника в аппарате правительства, "идея повышения пошлин на новые иномарки [с 25% до 35% ] по-прежнему обсуждается". Тем не менее, говорит чиновник, вице-премьер Алексей Кудрин исключил соответствующий пункт из плана действий правительства на 2004 г. , поручив "изучать его в рабочем порядке". "С одной стороны, потребители - это избиратели, с другой стороны, отечественные производители, настаивающие на дальнейшем повышении ввозных пошлин - это тоже, в общем-то, избиратели, и приходится учитывать все эти мнения", - поясняет источник. Российские компании по-прежнему выступают за протекционизм. "Если этого [повышения пошлин] не сделать, то отечественный автопром умрет завтра как класс, но наше правительство почему-то продолжает заигрывать с импортерами автомобилей", - говорит Рахманов из "Северсталь-Авто". Сравнение российского протекционизма с китайским Рахманов считает "некорректным". "В Китае был создан настоящий "пузырь" в автопроме, а мы просим лишь разумно построенных тарифных ограничений", - отмечает он. Но не все потенциальные инвесторы разделяют эти предложения. "Эти меры [повышение пошлин на ввоз автомобилей] в принципе неэффективны и ущемляют интересы и потребителя и производителя, ведь очевидно, что последний будет производить в стране не всю линейку своей продукции, а пару моделей, при этом за ввоз остальных ему придется платить намного дороже", - говорит менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen Андрей Гордасевич. "Высокие таможенные пошлины, безусловно, способствуют притоку инвестиций в страну, и это всегда хорошо, - возражает ему Александр Агибалов из "Атона". - Китайский пример напоминает [лишь] о том, что следует следить за энергетической безопасностью". По мнению Сахновой из ОФГ, "с Россией такого [как с Китаем] не произойдет", поскольку сами автопроизводители "теперь будут гораздо осторожнее подходить к вопросу вложений и не допустят таких просчетов, как там".
|