Внутренний аутсорсингРоман Дорохов Большинство крупных отечественных компаний готовы доверить разработку своих информационных систем и управление ими российским фирмам, считают эксперты IT-рынка. Наши программистские компании все еще ориентируются на зарубежных клиентов, но их интерес к внутреннему рынку аутсорсинга стремительно растет. "Российские программисты, специализирующиеся на заказных разработках для иностранных компаний, начали интересоваться отечественным рынком всего лишь полтора-два года назад, - говорит президент Национальной ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров. - Их интерес был вызван спадом отрасли информационных технологий на Западе". Тем не менее, по словам Макарова, число осознавших выгоды от использования аутсорсинга российских бизнесменов приблизилось к критической массе только недавно. "Этой прослойки пока достаточно, чтобы аутсорсинг в нашей стране стал полномасштабной индустрией", - считает он. По оценке "Руссофта", сегодня годовой объем внутреннего рынка аутсорсинга составляет $500 - 600 млн. Директор по развитию бизнеса Epam Systems Владислав Шершульский оценивает объем отечественного рынка аутсорсинга скромнее, в $350 млн в год. Зато Шершульский высоко оценивает его перспективы - по его данным, в последние годы рынок растет на 35 - 40% ежегодно. "Офшорная IT-индустрия в России возникла всего 10 лет назад, когда внутренний спрос на заказные разработку ПО и его внедрение отсутствовал, поэтому российские компании ушли к западным клиентам. Но в последние годы отечественная экономика растет достаточно быстро, многие предприятия выполняют масштабные комплексные проекты автоматизации на основе передовых решений. Российским программистам выгодно в них участвовать", - объясняет Шершульский. Он оценивает долю заказчиков из России в структуре клиентской базы отечественных компаний, специализирующихся на заказном программировании, в 5 - 10%. "Безусловно, российский рынок аутсорсинга вырос за последние полтора-два года и стал представлять интерес для отечественных компаний, - вторит коллеге вице-президент по развитию бизнеса компании Luxoft Георгий Георгиев. - Объем локального рынка на два порядка меньше общемирового, но и российские компании по размерам пока значительно уступают мировым лидерам". Среди клиентов Luxoft есть несколько российских нефтяных компаний. "Но приоритетным для нас остается американский рынок, масштабы российских проектов пока несопоставимы с заокеанскими", - говорит Георгиев. Аналитики расходятся во мнении относительно причин роста рынка аутсорсинга в России. "Основная движущая сила рынка аутсорсинга за рубежом - стремление привыкших к стабильной ситуации на рынках компаний достичь гибкости в использовании быстро развивающихся информационных технологий. А в России одна из основных причин поиска сторонней помощи в разработке и обслуживании информационных систем - нехватка квалифицированной рабочей силы", - считает ведущий аналитик исследовательской компании IDC Дмитрий Кожевников. Исследование компании Elashkin Research также показало, что основной причиной является нехватка у компаний собственных ресурсов - специалистов нужной квалификации, которые могут обеспечить выполнение проектов в сжатые сроки. А вот согласно данным опроса исследовательской компании Market Visio, одной из главных причин приобретения услуг аутсорсинга российскими предприятиями является повышение удобства и надежности их информационных систем.
|