Административная реформа забуксовала . Чиновники не готовы менять структуру органов властиАнна Николаева Ольга Проскурнина Административная реформа в России может ограничиться передачей мелких функций органов власти саморегулируемым организациям. Накануне рассмотрения промежуточных итогов реформы на правительстве чиновники признали, что менять структуру исполнительной власти они не собираются. По мнению экспертов, это обессмысливает саму идею модернизации власти. О необходимости реформирования госаппарата президент Владимир Путин заговорил еще в апреле 2001 г. Спустя год он поручил Касьянову разработать конкретные предложения, чтобы сделать госаппарат "эффективным, компактным и работоспособным". Идеи бывшего руководителя аппарата Белого дома Игоря Шувалова и замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, предложивших кардинально перекроить правительство и сократить количество ведомств, пришлись премьеру не по душе. С июля 2003 г. за административную реформу отвечает специальная правительственная комиссия под руководством вице-премьера Бориса Алешина. Сегодня комиссия отчитается перед кабинетом об итогах анализа 2900 из 5600 функций министерств и ведомств и предложит отменить 525 "избыточных и дублирующих" полномочий (см. таблицу). В октябре правительство уже санкционировало ликвидацию 110 функций. На сей раз, если правительство одобрит предложения Алешина, больше всего полномочий могут потерять ФКЦБ, Центробанк, МАП и МВД. Анализ всех функций комиссия обещает закончить к марту 2004 г. Но до глобальной перетряски аппарата дело, кажется, так и не дойдет. Как говорит высокопоставленный источник в комиссии, никаких предложений по изменению структуры исполнительной власти этот орган не готовит. Не появятся они и к весне. "В марте станет ясна картина, какие функции у какого ведомства остаются, а вопрос о структуре правительства политический, и его должно решить высшее руководство", - отметил чиновник. Премьер такой подход одобряет. Суть административной реформы "не в количестве министерств и ведомств", заявил вчера Касьянов. "Это не реформа, - убежден премьер. - Главное - это сокращение и передача функций государства по управлению экономическими процессами тем саморегулируемым организациям, которые способны делать это эффективно". Но бизнесмены и аналитики сомневаются, что отъем мелких функций у ведомств оздоровит госаппарат. "Анализ лишних функций - слишком долгий процесс, который радикально ничего не изменит", - считает исполнительный директор РСПП Игорь Юргенс. Работу комиссии он называет "консервативной", в то время как необходимо радикально сокращать количество министерств. "Чем меньше вес государства в обществе, тем быстрее развитие бизнеса", - говорит Юргенс. Его коллега по РСПП, председатель наблюдательного совета "Ренессанс Капитала" Александр Шохин, предлагавший весной собственный вариант модернизации органов власти, уповает на то, что реформу подтолкнет сам президент "в рамках предвыборной кампании". Алексей Макаркин из Центра политических технологий считает, что комиссия Алешина и не проводит административную реформу. "Они работают на технологическом уровне, - говорит эксперт. - А вопрос, например, полномочий Генпрокуратуры не может быть решен на уровне анализа функций госорганов". А по мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, без политической воли на реформирование госаппарата бессмысленно ликвидировать и отдельные функции. "Сила административного ресурса не спадает, - отмечает Николаев. - Как можно говорить о том, что [административная реформа] идет? " По его мнению, "деятельность чиновника должна измеряться конкретными результатами его работы, иначе бюрократия будет воспроизводить все утраченные функции". "Необходим общественный контроль [за реформой], иначе чиновники будут трансформировать себе на пользу любые нововведения", - добавляет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Правда, Юргенс из РСПП сомневается в возможности такого контроля. "У нас практически не сформировано гражданское общество, бизнес потерпел поражение в диалоге с властью, - говорит Юргенс. - В таких условиях концентрация власти неизбежна".
|