Провалы пенсионной реформыЕлена ГОСТЕВА Подходит к концу первый год активного реформирования российской пенсионный системы. Весь год чиновники, принимающие участие в процессе, резко одергивали прессу, смеющую говорить о том, что реформа в этом году близка к провалу. Причин для медленного старта называлось множество.. Глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов даже заявил, что начало такой грандиозной по своим размахам ломки старой системы не может быть провальным по определению - чтобы не делалось государством, все лучше, чем было. Но менее 50 тысяч работающих, выбравших в этом году для своих пенсионных накоплений частные руки - лучший показатель того, что реформа в этом году именно провалена. Что же не так и не вовремя делали наши чиновники и все те люди, от кого зависела судьба реформы? Вся эта реформа случилась невовремя Начнем с констатации того факта, что в ходе реформы были сорваны все сроки. Сначала правительство перенесло сроки проведения конкурса среди управляющих компаний и спецдепозитариев, которым будут доверены деньги с пенсионных счетов работающих граждан. Изначально планировалось, что итоги этого конкурса будут подведены до 1 июля. На деле получилось - начало сентября. Это уже ограничило срок проведения рекламных и разъяснительных акций среди населения, которые проводили победившие в конкурсе управляющие компании. Плюс к тому и государство в лице Пенсионного фонда России и Минтруда фактически отказалось от проведения разъяснительной компании. Михаил Зурабов объяснил такой отказ следующим образом - был проведен конкурс на создание рекламных роликов, но ничего лучше, чем ролик "мы сидим, а денежки идут" рекламщики предложить на суд Пенсионного фонда не смогли. Отсюда получилось второе "нельзя" реформы - нельзя, чтобы реформа не ассоциировалась с очередной финансовой пирамидой, от рекламной компании было решено отказаться вообще. Поэтому население страны оказалось с реформой, что называется "один на один" - с одной стороны люди, с другой - реформа. И ни одна сторона о другой не имеет ни малейшего представления. Вся тяжесть информирования населения легла на прессу и на управляющие компании. Мотивация такого решения была проста - компании заинтересованы в том, чтобы получать в управление пенсионные деньги - вот пусть рекламируют сами себя. А заодно - и реформу. Компании то рекламировали. И себя, и суть реформы, но всего лишь четыре месяца - вместо обещанных шести. В результате в конце года мы видим, что рекламная компания и разъяснительная - далеко не одно и то же. Население не то, чтобы не поверило в реформу, люди часто просто не понимают самой сути реформирования. Дошло до того, что Михаил Зурабов заявил, что в год выборов в Думу людям непросто отдать свой голос два раза - и за депутата, и за будущее своей пенсии. Технология не позволяет Третье "нельзя" реформы - нельзя было вовремя разослать людям информацию о суммах, накопленных на их счетах. Планировалось, что эти извещения будут разосланы до 1 сентября. На деле получилось, что Пенсионный фонд отчитался о том, что все письма отправлены к адресатам только 1 ноября. Но многие люди до сих пор так и не получили эти письма. Пенсионный фонд объясняет свою медлительность переносом... все тех же сроков подведения конкурса среди управляющих компаний. Но тут же глава ПФР признался, что рассылка писем и выбор управляющих компаний гражданами - вещи несвязанные. Потому что выбрать для своих денег частного управляющего можно, даже не зная, сколько у тебя денег на накопительном счету. А уж разослать письма до того, как стали известны имена управляющих, Пенсионному фонду не мешало ничего - кроме самой технологии работы фонда. Четвертое нельзя вытекает именно из этой технологии. Поскольку все сроки пенсионной реформы в этом году удивительным образом оказались предвинутыми, то люди, получающие письма с извещением, обнаруживали в них старую дату. Что сделает обычный человек, 1 ноября получающий письмо официального органа, в котором сказано, что человек мог сделать выбор, да только до 15 октября? Огорченно вздохнет и станет ждать следующего года. Это в лучшем случае. В худшем - выбросит письмо и забудет о нем. И сколько бы средства массовой информации не надрывались о том, что сроки выбора перенесены, как и сроки рассылки писем и каждый может сделать выбор до 31 декабря, многие граждане газет не читают и телевизор не смотрят. Написано в бумаге черным по белому одна дата - значит, ей и поверим. Где эта улица, где этот дом? А далее в пенсионной реформе начались межведомственные безобразия. Извещения Пенсионного фонда должны были доставляться людям почтальонами - заказным письмом и лично в руки. Среди всех опрошенных мною людей, получивших "письма счастья" я нашла лишь один случай, когда почтальон сам принес письмо. "Мы с женой курили на лестнице, когда заметили, что в нашу дверь звонит женщина, - рассказывает один из пиарщиков пенсионной реформы. - Когда поинтересовались, что ей от нас нужно, оказалось, что моей жене почтальон принес извещение Пенсионного фонда. Почтальон попросила жену предъявить паспорт, расписаться на бланке - и удалилась. Я прописан в Москве по другому адресу - и не получил письмо по сей день, даже не смотря на то, что звонил в отделение Пенсионного фонда по мету прописки". В остальных случаях почта ограничивалась высылкой уведомлений, в которых было указано, что заказное письмо (без указания, от кого и зачем) ждет человека на почте в строго отведенные часы. И почту не волновало, заберет человек уведомление или нет. Или сами отделения рассылали людям такие уведомления - с просьбой зайти и получить свое письмо. Опять же - удобно ли это людям, сотрудников фонда не волновало. Заветные цифры Но некоторые люди все же нашли в себе силы разобраться в том. что написано у них в извещении. Оказалось, что если ты даже хочешь отдать эти деньги в управление частной компании, сделать это нелегко. В отделениях Пенсионного фонда по месту жительства людей зачастую оказывалось, что сотрудники о реформе знают очень мало (если знают о ней вообще), путаются в базовых понятиях и часто дезинформируют население. Так читатели газеты часто сообщают, что при обращении в фонд им говорят, что выбрать частного управляющего можно лишь один раз и на всю жизнь, или что, выбрав сейчас частного управляющего, люди навсегда лишают себя права вернуться в систему государственного пенсионного обеспечения. И сколько бы чиновники с высоких трибун не говорили обратное (а следом за ними не писали об этом газеты и журналы) человек скорее поверит доверительному шепоту безголового сотрудника ПФР, чем призыву с экрана. Ну вот такой у русского человека менталитет, - разводят руками чиновники - люди помнят кризис и не доверяют частных структурам. На самом же деле именно безграмотность сотрудников ПФР и дискредитирует суть реформы. Что говорить о сотрудниках на местах - даже агентства, которое нанял Минтруд для разъяснения сути пенсионной реформы, я недавно услышала в ответ на свое замечание о том, что их пресс-релиз содержит грубые ошибки: "Это не мой пресс-релиз, я его не писал, я его только рассылаю". Комментарии о профессионализме, как говорится, излишни. Источник: Известия |