"Транснефть" урежет дивидендыИлья Хренников Ирина Резник "Транснефть" решила в будущем году снизить чистую прибыль головной компании более чем втрое - с 13 млрд руб. до 3,8 млрд руб. Большая часть прибыли останется на балансе "дочек" монополии. Аналитики считают, что таким образом "Транснефть" хочет застраховаться от возможного изъятия правительством в виде дивидендов львиной доли прибыли госкомпаний. "Транснефть" в 2003 г. перекачает около 414 млн т нефти, на 11% больше, чем в 2002 г. Консолидированная выручка "Транснефти" прогнозируется на уровне 110 млрд руб. , чистая прибыль - 32 млрд руб. , в том числе чистая прибыль головной компании - около 13 млрд руб. 100% голосующих акций (75% от уставного капитала) "Транснефти" принадлежит правительству России, привилегированные акции - частным компаниям. По уставу "Транснефти" компания обязуется ежегодно выплачивать владельцам привилегированных акций 10% от неконсолидированной чистой прибыли. По итогам 2002 г. "Транснефть" показала чистую прибыль материнской компании 13,44 млрд руб. , а владельцам "префов" было выплачено соответственно 1,344 млрд руб. Столько же получило и государство по обыкновенным акциям. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев говорит, что примерно такие же дивиденды ожидаются и по итогам 2003 г. : так, чистая прибыль головной компании прогнозируется на уровне 13 млрд руб. В 2004 г. , по словам Григорьева, "Транснефть" рассчитывает получить выручку в 152 млрд руб. , а консолидированную прибыль - 37,4 млрд руб. Каков будет размер чистой прибыли головной компании, Григорьев не сказал. Один из членов совета директоров монополии рассказал "Ведомостям", что в 2004 г. "Транснефть" собирается более чем втрое снизить чистую прибыль материнской компании - с 13 млрд руб. до 3,8 млрд руб. Большая часть прибыли, по его словам, останется на балансах региональных "дочек", чтобы те могли финансировать инвестпроекты. О такой возможности в интервью "Ведомостям" осенью уже рассказывал президент "Транснефти" Семен Вайншток. "Сегодня горячие чиновничьи умы видят хорошо работающее предприятие и полагают, что необходимо всю его прибыль отбирать на дивиденды. Если подобное мнение будет поддержано правительством, мы задумаемся над тем, как минимизировать прибыль", - говорил Вайншток, имея в виду предложения Минэкономразвития и Минимущества по увеличению дивидендов госкомпаний. В частности, для "Траснефти" чиновники посчитали экономически обоснованным размером дивидендов $697 млн вместо нынешних $84 млн. "Следствием низкой прибыли "Транснефти" станут маленькие дивиденды, - говорит аналитик "НИКойла" Лев Сныков. - Назвать это неожиданностью я не могу, ведь руководство "Транснефти" неоднократно заявляло, что чистая прибыль головной компании может резко снизиться". По его словам, исходя из прибыли 3,8 млрд руб. на дивиденды пойдет 760 млн руб. , т. е. на $55 млн (или в четыре раза) меньше, чем в прошлом году. Начальник аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов видит еще одну причину, по которой "Транснефть" минимизирует прибыль. "До сих пор у "Транснефти" были влиятельные частные акционеры [ "Интеррос" и "Нафта Москва"], которым удавалось лоббировать высокие дивиденды по привилегированным акциям, - отмечает он. - Однако они продали свои акции".
|