24.12.2003

"Кирин" российского розлива выпускает юрист Чернышев



Сергей Рыбак

         Компания "Моспатент", известная тем, что сумела зарегистрировать на себя несколько десятков товарных знаков, принадлежащих известным западным компаниям, начала производство пива "Кирин". В январе палата по патентным спорам "Роспатента" начнет слушания, инициированные японским пивоваренным гигантом Kirin, выпускающим одноименное пиво.

        ОАО "Моспатент" основано в 1989 г. Эта юридическая компания известна тем, что в разное время смогла запатентовать в России десятки известных товарных знаков, таких как Forbes, Interbrand, Vocaltec, Samsung, Audi и Bridgestone.

        Японский концерн Kirin основан около 100 лет назад. Объем продаж в прошлом году - около $13,2 млрд. Помимо пива и безалкогольных напитков, выпускаемых в Японии, США и Англии, концерн продает также фармпрепараты. Марка Kirin контролирует около 40% японского рынка пива.

        Товарный знак "Кирин" в России сразу по нескольким классам, включая пиво и безалкогольные напитки, алкоголь и продукты питания, гендиректор "Моспатента" Виктор Чернышев зарегистрировал еще в 1998 г. , причем как в русском, так и в латинском написании. Недавно, как сообщил "Ведомостям" сам бизнесмен, одна из небольших частных пивоварен столицы начала розлив пива "Кирин" по его заказу. Чернышев отрицает, что название пива, заказанного его компанией, как-то связано с японской маркой. Кирин, как утверждает глава "Моспатента", - имя некоего известного в древности бортника, прославившегося своей медовухой.

        Пока сварено лишь 150 л пива "Кирин", но Чернышев утверждает, что планирует развернуть торговлю пивом в московских ресторанах. Впрочем, пивоварню, где разливается напиток, юрист назвать категорически отказался.

        Как объяснил "Ведомостям" юрист компании "Городисский и партнеры" Владимир Бирюлин (компания представляет интересы концерна Kirin) , представители "Моспатента" предлагали японцам выкупить товарный знак за "несколько тысяч долларов". "Нам нелогично требовать денег, раз у нас будет свое пивное производство", - отвечает на это Чернышев.

        В 2001 г. "Моспатент" продал товарный знак Interbrand, принадлежащий международной маркетинговой сети Omnicom, одному из российских агентств, к Omnicom отношения не имеющему.

        Бирюлин считает, что Чернышев заказал партию пива "Кирин", чтобы не утратить права на эту марку: по закону о товарных знаках регистрация товарного знака может быть оспорена, если в течение трех лет он не был введен в оборот. Точно такую же мотивацию действий Чернышева привел в беседе с "Ведомостями" Вадим Усков, глава юридической компании "Усков и партнеры".

        В марте нынешнего года "Городисский и партнеры" подали протест на регистрацию знака "Кирин" в палату по патентным спорам "Роспатента". Бирюлин утверждает, что в СССР товарный знак Kirin был зарегистрирован за японским концерном. Палата будет слушать дело "Кирина" в январе.

        В случае если дело дойдет до суда, Дмитрий Родичев, партнер компании "Родичев и партнеры", считает шансы японцев предпочтительными. "Во всем мире суды [в подобных ситуациях] склоняются в пользу международных владельцев брэндов", - полагает Родичев. "Городисскому и партнерам" два года назад удалось отсудить для своих клиентов у "Моспатента" товарный знак Hochland. Но Ченышев сдаваться не собирается. По его словам, в планах юридической компании сейчас значится покупка небольшой пивоварни - "для диверсификации бизнеса".



Источник: Ведомости