29.12.2003

Полная прозрачность . Претендентов на акции ОГК обяжут назвать своих реальных владельцев



Татьяна Егорова

         Государство придумало способ не допустить "энергетической олигополии" при реформировании РАО "ЕЭС России". Совет директоров энергохолдинга решил, что претенденты на крупные пакеты акций создаваемых оптовых генерирующих компаний должны раскрыть своих реальных владельцев.

        В результате реформы РАО ЕЭС крупнейшие электростанции планируется объединить в 10 оптовых генерирующих компаний (ОГК). Из них четыре будут состоять из гидростанций, а шесть - из тепловых. Государство намерено сохранить контроль над гидро-ОГК, а долю в тепловых компаниях продать. В стратегии развития РАО ЕЭС (план "5 + 5") записано, что все акционеры холдинга могут получить пропорциональную долю во всех компаниях, создаваемых на базе холдинга, или отказаться от этого права и "купить" на акции РАО доли в ОГК на спецаукционах. После того как это стало известно, акционерами РАО стали почти все крупнейшие ФПГ (см. врезку).

        Это насторожило государство, и в сентябре министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что ОГК нужно продавать за деньги - чтобы не допустить "энергетической олигополии". Чиновники опасаются, что несколько ФПГ поделят между собой всю генерацию и будут диктовать потребителям высокую цену на электричество.

        Консультанты энергохолдинга - Альфа-банк и Merrill Lynch - предложили семь возможных схем проведения аукционов: с использованием в качестве платежного средства только акций, только денег или и того и другого. Сами они считают наиболее удачным один из смешанных вариантов под названием Market Maker.

        В пятницу совет директоров РАО ЕЭС рассмотрел вопрос о схемах аукционов, но решения не принял. "У каждой схемы есть свои недостатки, в том числе у Market Maker. Нужно выработать компромиссный механизм", - пояснил правительственный чиновник. По словам одного из членов совета директоров, на заседании "быстро заслушали консультантов", а затем Греф заявил, что это слишком сложный вопрос и его нужно еще проработать. В РАО говорят, что совет директоров вернется к этому вопросу в I квартале 2004 г.

        Однако государство заранее попыталось защититься от создания "олигополии". Совет директоров утвердил основные принципы проведения аукционов по ОГК. Один из них гарантирует "открытость информации о реальных выгодополучателях участников аукционов и о приобретателях крупных (более 25% ) пакетов акций ОГК". Аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко считает, что цель нововведения - не допустить концентрации генерирующих активов в руках стратегических инвесторов. И добавляет, что не припомнит подобного случая не только в России, но и в мировой практике.

        Источник, близкий к одному из госпредставителей в совете директоров, поясняет, что государство хотело бы ограничить число ОГК, которые может контролировать один инвестор (вместе с аффилированными структурами). "Пока это ограничение точно не сформулировано, но, надеюсь, оно будет. А обязательное раскрытие участниками аукционов своих бенефициаров - первый шаг к этому", - объясняет чиновник. По его словам, рассматривается также возможность запретить победителям аукционов в течение определенного времени перепродавать купленные акции.

        Дэвид Херн, управляющий директор Нalcyon Advisors и председатель комитета по стратегии и реформированию при совете директоров, полагает, что этот принцип призван обеспечить максимальную прозрачность аукционов, а также равные права для всех участников, в первую очередь для портфельных инвесторов.

        Однако сами инвесторы относятся к нововведению скептически. "Не факт, что кто-то сможет (или захочет) претендовать больше чем на одну ОГК", - говорит представитель одного из них. А другой добавляет, что если желающие и найдутся, то никто не мешает участвовать в аукционе формально независимой структуре. Подтверждает это и Трегубенко из Brunswick UBS. Он называет такое предложение спорным и считает самым действенным ограничением антимонопольное законодательство.

        ЭНЕРГОИНВЕСТОРЫ: По оценке источника, близкого к совету директоров РАО ЕЭС, около 8,5% акций холдинга контролирует группа МДМ. Примерно по 3% принадлежит Национальному резервному банку, группе "Ренова" и структурам "Евразхолдинга". Собеседник "Ведомостей" говорит, что небольшие пакеты есть у "ЮКОСа" (1,2% ), "ЛУКОЙЛа" (1,5% ) и "Интерроса" (от 1,5% до 4% ). Еще около 10% акций РАО находится в номинальном держании у Сбербанка. Участники рынка считают, что этот пакет принадлежит "Газпрому". Около 5% у структур гендиректора группы ЕСН Григория Березкина (правда, неизвестно, владеют они этим пакетом или управляют в чьих-то интересах, например "Газпрома"). "Базовый элемент" не называет свою долю в "ЕЭС России", но аналитики "Атона" оценивают ее примерно в 1 - 2%.



Источник: Ведомости