ОМЗ теряет независимость . Каха Бендукидзе объединяет свою компанию с "Силовыми машинами"Андрей Лемешко Накануне Нового года "Объединенные машиностроительные заводы" и "Силовые машины" отметились на рынке слияний и поглощений, анонсировав крупнейшую в истории отечественного машиностроения сделку. Ее результатом должно стать появление уже осенью будущего года отечественного энергомашиностроительного гиганта с годовой выручкой более $1 млрд. Согласно условиям объявленной 18 декабря сделки де-юре ОМЗ поглотит "Силовые машины", владельцы которых получат 50% акций объединенной компании. Однако де-факто новая компания достанется крупнейшему акционеру "Силовых машин" - "Интерросу". Холдинг Владимира Потанина получит 35% акций "ОМЗ - Силовых машин", а основателю и гендиректору ОМЗ Кахе Бендукидзе при существующем раскладе достанется всего около 13%. Помимо этого Бендукидзе придется оставить свой нынешний пост гендиректора ОМЗ. Гендиректором объединенной компании станет гендиректор "Силовых машин" Евгений Яковлев, а Бендукидзе возглавит совет директоров. Впрочем, логика этого неожиданного объединения вполне укладывается в рамки предыдущего развития этих компаний. ОМЗ на протяжении нескольких последних лет сумела консолидировать активы сразу в нескольких сегментах машиностроения: судостроении, атомном и металлургическом машиностроении, производстве нефтегазового и горного оборудования. "Силовые машины" изначально сосредоточились на энергомашиностроении. В уходящем году компания активно занималась корпоративным строительством. Все заводы концерна переводились на единую акцию. В дальнейших планах компании был выход на фондовую биржу, в преддверии которого "Силовые машины" даже успели разместить 17% своих акций среди зарубежных портфельных инвесторов. Для ОМЗ это пройденный этап. Акции компании уже давно торгуются на российских фондовых биржах и западных внебиржевых рынках. А в уходящем году компания сумела пополнить список отечественных компаний, имеющих листинг на Лондонской бирже. Может быть, именно поэтому сделка совершается в форме поглощения "Объединенными машзаводами" "Силовых машин". Ведь в этом случае сохранится присутствие бумаг объединенной компании на LSE. Впрочем, конечным результатом деятельности ОМЗ и "Силовых машин" стало бы сосуществование двух средних по мировым меркам энергомашиностроительных холдингов. Амбиции основателя ОМЗ Кахи Бендукидзе предполагали куда больший масштаб. В этом году стало очевидно, что компания делает ставку на атомное машиностроение. В течение года ОМЗ получила контроль над отечественными монополистами по строительству атомных станций за рубежом - "Атомэнергоэкспортом" и "Атомстройэкспортом". Эти приобретения были сделаны под эгидой создания на базе ОМЗ компании, способной осуществлять полный цикл работ по возведению АЭС, аналогами которой являются западные General Electric и Framatom. Впрочем, препятствием реализации этих планов было недостающее звено: активы, которых нет у ОМЗ, имеются у "Интерроса". За них Кахе Бендукидзе придется заплатить немалую цену, довольствуясь в объединенной компании ролью миноритария. Гадая о причинах, побудивших владельцев ОМЗ и "Силовых машин" объединиться, можно вспомнить одну важную деталь, которая сопровождала объявление о сделке. Почти одновременно с решением об объединении российская компания "Атомстройэкспорт" проиграла тендер на строительство АЭС в Финляндии. Россияне уступили франко-германскому консорциуму Framatome-Siemens, который предложил новый проект АЭС, технические характеристики которого опережают отечественные разработки. Нашим компаниям оставалось только сетовать на то, что их ресурсы пока не позволяют создать нечто подобное. К тому же в преддверии реформы отечественной электроэнергетики и решающих боев за новые азиатские контракты отечественным машиностроителям консолидация усилий не помешает.
|