30.12.2003

Пролетарии объединились



Юлия Федоринова

         В 2003 г. в металлургии возродилось уже порядком подзабытое рабочее движение. В начале года забастовкой угрожал коллектив Заполярного филиала ГМК "Норильский никель", а в конце года шесть суток под землей провели горняки "Севуралбокситруды", входящей в "СУАЛ-Холдинг".

        Конфликт в ГМК "Норильский никель" начал разгораться еще в декабре прошлого года. Тогда профлидеры провели внеочередную конференцию, в ходе которой выдвинули претензии по трем пунктам коллективного договора. Работники требовали повышения зарплаты пропорционально увеличению прожиточного минимума в Норильске - на 14% , предоставления "за вредность" ежегодных 90-дневных отпусков и раскрытия работникам информации об объективном состоянии предприятия (содержание никеля в руде, уровень зарплаты московских топ-менеджеров и др. ).

        20 января профлидеры пригрозили остановкой работы, но это заявление, как ни странно, пошло на пользу компании. В этот же день цены на никель взлетели на $160 - до $8220 за 1 т. Впрочем, аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев не исключает, что это движение было искусственным и использовалось руководством "Норникеля" с целью подогреть рынок платиноидов. Он отмечает, что для роста цен на никель были и объективные причины, но угроза забастовки дала толчок этому процессу.

        Профсоюзы на предприятиях ГМК "Норильский никель" всегда были сильными. "Благодаря" профсоюзам в 1997 г. на посту гендиректора Норильского комбината лишь несколько дней продержался выходец из "Микродина" Леонид Гальперин. А в нынешнем году компания потерпела унизительное поражение от лидера профсоюзов Валерия Мельникова на выборах мэра Норильска. Весной Мельников был снят с выборов. Но вслед за ним с избирательной гонки сошли и другие кандидаты, и выборы не состоялись. А осенью Мельников убедительно обыграл бывшего гендиректора ГМК "Норникель" Джонсона Хагажеева и стал мэром столицы "Норникеля".

        А вот прошедшая осенью забастовка горняков на "Севуралбокситруде" (СУБР) стала большой неожиданностью. Рабочие предприятий "СУАЛа" до сих пор в таких акциях замечены никогда не были. Около 500 бастовавших работников рудника провели шесть суток под землей, прежде чем "СУАЛ" согласился на переговоры о повышении зарплаты. В отличие от "Норникеля", где работники требовали предоставления большей информации о компании, горняки СУБРа требовали от работодателя только повышения зарплаты и снижения нормы выработки, к которой привязан уровень оплаты.

        Впрочем, Нуштаев полагает, что рабочее движение не заставит металлургические холдинги пересматривать коллективные договоры со своими работниками. "Проблема в том, что относительно низкая стоимость рабочей силы наряду с дешевой электроэнергией и газом является конкурентным преимуществом российских металлургических компаний. Учитывая, что цены на газ и электроэнергию будут расти и далее, вряд ли работодатели пойдут на существенное увеличение заработной платы рабочих", - говорит Нуштаев.



Источник: Ведомости