12.01.2004

США пугают авиаторов возможностью сопровождения рейсов вооруженной охраной



Илья Хренников

         Борьба американских властей с терроризмом грозит серьезно осложнить жизнь авиакомпаниям. Министерство национальной безопасности США собирается требовать от иностранных перевозчиков вооруженного сопровождения некоторых их рейсов в Америку. Европейские авиаторы не в восторге от этой идеи. А в "Аэрофлоте" обещают отказаться выполнять те рейсы, на которых американские власти будут требовать присутствия вооруженной охраны.

        Мировая индустрия авиаперевозок никак не может восстановиться после почти трехлетней рецессии, вызванной терактами в США 11 сентября 2001 г. Надежды выйти из кризиса авиаторы связывали с наступившим 2004 г. Теперь эти планы поставлены под сомнение предпринятыми американскими властями мерами безопасности. В декабре США ввели обязательное фотографирование и сканирование отпечатков пальцев для иностранцев при въезде в страну. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в мире. В частности, Бразилия в ответ ввела аналогичные процедуры для приезжающих граждан США.

        Вслед за туристами американские власти заставили нервничать и авиакомпании. В самом конце декабря Министерство национальной безопасности США уведомило иностранных авиаперевозчиков, что может потребовать сопровождения их рейсов в Соединенные Штаты вооруженными сотрудниками спецслужб. По сообщению министерства, это задумано в связи с повышением уровня террористической угрозы в США. По мысли американских чиновников, в состав экипажей самолетов, совершающих рейсы над территорией США, будут включаться переодетые в штатское вооруженные сотрудники сил безопасности. Подобная мера будет приниматься "на отдельных рейсах на основании соответствующей информации" о возможности террористической угрозы.

        Авиаторов новые меры встревожили. "Наша принципиальная позиция в том, что мы не хотим оружия ни на борту самолета, ни в кабине пилотов, - заявил агентству France Press представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Энтони Консил. - Но если правительство считает риск теракта повышенным и решает принять особые меры, авиакомпании обязаны подчиниться". В голландской авиакомпании KLM встревожены тем, что при этом США не оговаривают, какого рода квалификацией должны обладать сотрудники безопасности и каким оружием они могут быть вооружены.

        Заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков говорит, что российский Воздушный кодекс и нормативные акты Минтранса запрещают перевозку оружия в салоне самолета. Исключение делается лишь для сотрудников Федеральной службы охраны, сопровождающих высших должностных лиц государства. "Оружие на борту может нанести ущерб пассажирам и воздушному судну, а наличие вооруженного человека в самолете может подтолкнуть террориста завладеть его оружием", - тревожится Кошляков. Поэтому, по его словам, "Аэрофлот" принял решение воздерживаться от выполнения тех рейсов, вооруженного сопровождения которых будут требовать американские власти. В ГСГА России комментариев получить не удалось. Однако ранее глава авиационного ведомства Александр Нерадько заявлял, что авиавласти США вряд ли сочтут рейсы "Аэрофлота" террористически опасными.

        Авиационные власти Дании, Швеции, Финляндии и Португалии также заявили о том, что не будут пускать на борт самолетов вооруженных охранников, а в случае террористической угрозы предпочтут отменить рейс. Единственной страной, которая публично согласилась с возможностью введения нового правила, является Австралия. Но австралийскую авиакомпанию Qantas Airways возмущает другое антитеррористическое требование американцев: на рейсах в США пассажирам запрещено "скапливаться в группы на различных участках самолета, особенно рядом с туалетами".

        "Борьба с терроризмом может обернуться борьбой с самими авиакомпаниями, - соглашается с представителями авиаиндустрии гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Требование присутствия вооруженной охраны на борту создает угрозу безопасности полетов, а в совокупности с ужесточением визового режима и пограничного контроля в США сдерживает развитие авиаперевозок". (Использована информация FT и WSJ. ).

        НОВОГОДНИЙ КОНТРАКТ НРБ: Под Новый год сбылась мечта президента Национального резервного банка (НРБ) Александра Лебедева, весной купившего около 28% акций "Аэрофлота". После четырех лет переговоров и судебных разбирательств "Аэрофлот" согласился приобрести российские самолеты - шесть Ил-96-300 Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО находится под управлением НРБ). Контракт на их поставку "Аэрофлот" подписал 30 декабря 2003 г. с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко", также подконтрольной НРБ. Самолеты планируется поставить во второй половине 2005 г. , и за каждый из них Аэрофлот" будет ежемесячно вносить более $250 000 лизинговых платежей в течение 15 лет. При этом контракт предусматривает штрафные санкции для "Ильюшин Финанс Ко", если самолеты по техническим причинам не смогут обеспечить налет 5000 часов в год.



Источник: Ведомости