13.01.2004

ЮТК намерена потратиться



Светлана Витковская

         Южная телекоммуникационная компания (ЮТК) вслед за другими "дочками" холдинга "Связьинвест" приняла долгосрочный бизнес-план развития до 2010 г. В нем, по мнению аналитиков отрасли, заложены слишком оптимистичные ожидания роста доходов. Кроме того, экспертов настораживает, что на ближайшие семь лет ЮТК запланировала очень крупные капитальные вложения.

        Согласно бизнес-плану выручка ЮТК за семь лет вырастет в 3,3 раза до 56,3 млрд руб. Темпы роста выручки будут постепенно снижаться с 27,6% до 21% в год. Доходы от новых услуг вырастут к 2010 г. до 13,2 млрд руб. (в 26 раз по сравнению с 2003 г. ). Прибыль от продаж увеличится в 8 раз до 29 млрд руб. , а чистая прибыль - в 13 раз до 13,7 млрд руб. Количество телефонов в Южном федеральном округе увеличится в 1,6 раза до 5,7 млн. Общие инвестиции за 2004 - 2010 гг. составят 71 млрд руб.

        "Бизнес-план ЮТК, как и у других дочерних компаний "Связьинвеста", представляет собой очень оптимистический вариант развития, - говорит аналитик "Атона" Надежда Голубева. - Компания использует достаточно агрессивные предположения относительно роста дальнего трафика, не учитывая его отток в сети мобильных операторов, и практически не ожидает падения тарифов". Так, например, в ЮТК планируют, что объем междугородного трафика будет расти в среднем на 18,5% в год. "Основным источником такого роста могло бы стать снижение тарифов, но поскольку оно не планируется, то нет и особых причин для роста количества трафика", - добавляет аналитик "Метрополя" Дмитрий Касьяненко.

        Делая более пессимистичные прогнозы относительно объемов трафика и изменения тарифов, аналитики, соответственно, не верят, что ЮТК удастся получить запланированные доходы. Принятый компанией бизнес-план предусматривает получение в 2010 г. 56 млрд руб. прибыли. А вот эксперты Объединенной финансовой группы (ОФГ) предсказывают, что компания получит в 3 раза меньше. Впрочем, краткосрочные прогнозы компании и аналитиков - на ближайшие три года - почти совпадают.

        Наблюдатели указывают на "идеологические" ошибки, содержащиеся в бизнес-плане ЮТК. Начальник аналитического отдела компании "НИКойл" Константин Чернышев поясняет, что прогнозы ЮТК базируются на темпах роста производства и благосостояния населения в стране в целом, а не в отдельно взятом регионе. Он считает неоправданным оптимизм компании относительно темпов роста количества абонентских линий (7% в год). "Самая оптимистичная телефонная плотность для ЮФО - 25% , учитывая низкий уровень доходов и конкуренцию с сотовыми операторами. А ЮТК надеется достичь показателя в 32% ", - говорит Чернышев. При этом конкуренция традиционных телефонистов с сотовыми операторами в Южном округе особенно остра. По словам аналитика ОФГ Алексея Яковицкого, мобильные операторы отнимут у ЮТК большую часть дальнего трафика, генерируемого туристами.

        Аналитики недовольны запланированными ЮТК инвестициями. "Необходимость капитальных вложений в размере более $250 млн в год в ближайшие два-три года можно оправдать износом основных средств. Но сохранение такого уровня вложений до самого 2010 г. вряд ли оправданно", - считает Яковицкий. Аналитики приводят в пример зарубежных операторов связи, инвестиции которых составляют 10 - 15% от выручки. У ЮТК же на них придется не менее 25% выручки.

        Чернышев указывает, что основная часть инвестиций компании пойдет на развитие местной телефонной связи, а средств на развитие более доходных услуг, таких как подключение к Интернету и передача данных, будет направлено совсем немного (например, в 2004 г. такие инвестиции составят всего 636 млн руб. ). "Недостаточный уровень инвестиций в высокодоходный сегмент отрасли может привести к тому, что альтернативные операторы могут отнять этот рынок у ЮТК", - подытоживает Чернышев.



Источник: Ведомости