14.01.2004

Россия не боится европейского клейма



Иллюстрация: «Газеты.Ru»

Европейским производителям скоро придется распрощаться с национальными маркировками. Глобалисты из Еврокомиссии ратуют за то, чтобы все европейские товары были заклеймлены единой маркировкой «Made in the European Union». На российский потребительский рынок смена ярлычков не произведет впечатление, считают эксперты.

Во вторник стало известно, что Европейская комиссия рассматривает возможность введения единого специального знака для товаров, произведенных в ЕС, – «Сделано в европейском Союзе» («Made in the European Union»). Сегодня такая маркировка уже используется наряду с так называемыми национальными – «Made in Germany», «Made in France» и так далее. Фактическое основание для использования единой маркировки «Made in the EU» – продукция, произведенная в странах ЕС, проходит через унифицированную систему сертификации и отвечает единым для всех членов Союза требованиям.

Инициаторы введения единой «союзной» маркировки считают, что это повысит конкурентоспособность европейских товаров.

Тем не мене противников у введения унифицированного знака в Европе достаточно. В частности, это намерение Еврокомиссии вызвало недовольство среди некоторых представителей Европарламента. Они считают, что введение подобной маркировки нивелирует значимость «национальных марок». Эти опасения выглядят по меньшей мере странно – Европа последние годы стремительно движется по пути глобализации.

Если целесообразность новой маркировки и может вызывать сомнение, то скорее, с точки зрения того, что знак «Made in the EU» менее информативен для потребителя. То, что на продукции не будет указана конкретная страна-производитель, может вызвать у конечных покупателей в розничной сети понятную тревогу и лишние вопросы. В то же время эксперты полагают, что существенного влияния унификация ярлычков на потребительский рынок не окажет.

Председатель Союза потребителей России, депутат Госдумы РФ Петр Шелищ заявил «Газете.Ru», что использование общеевропейской маркировки вместо национальных нисколько не ущемит интересы российских потребителей. «Я не вижу особенной защиты потребителя в том, что он будет знать страну-изготовителя, – подчеркнул депутат. – Сегодня гораздо важнее знать не страну-изготовителя, а компанию-изготовителя.

Кроме того, отметил господин Шелищ, информацию о стране-изготовителе при желании покупатель все равно может получить – она зашифрована в штрихкоде, помещенном на товаре. «Скорее всего, об отмене штрих-кода пока речи не идет», – предположил депутат. В целом, считает Петр Шелищ, введение единого знака для европейских товаров – «естественное и ожидаемое событие».

Он напомнил, что технические нормы безопасности и другие требования, предъявляемые к продукции (то, что в России называется техническими регламентами), в Европе давно унифицированы по основным видам потребительских товаров. Поэтому введение унифицированной маркировки выглядит вполне закономерным, заключил Петр Шелищ.

В основном, вопрос о стране-производителе возникает у покупателей при покупке бытовой техники. В крупнейших торговых сетях, работающих в этом секторе на российском рынке, паники по поводу возможного отсутствия на товаре данной информации не наблюдается.

Пресс-секретарь крупнейшей сети магазинов бытовой техники и электроники «М-Видео» Надежда Киселева заявила «Газете.Ru», что в настоящее время более актуальна информация о бренде, чем о стране-производителе. «Сейчас на первое место вышли бренды, и потребители прежде всего смотрят на них», – подчеркнула она.

Надежда Киселева пояснила, что покупая в торговой сети продукцию известных европейских марок потребитель уже имеет гарантию качества, так как крупные компании не торгуют подделками. Российский покупатель сегодня отдает предпочтение именно крупным торговым сетям, а не рынкам, считает она. В то же время Надежда Киселева отметила, что «безусловно, решать потребителю». По ее словам, сегодня трудно прогнозировать, отразится ли на объемах продаж, введение новой маркировки.

В сети магазинов «Техносила» настроены более скептически. «Покупатель ориентируеся на бренды, но все же интересуется, где собран тот или иной товар. Поэтому однозначно такой подход будет вызывать вопросы», – сказали там «Газете.Ru». Кроме того, добавили в пресс-службе, согласно российскому законодательству, информация о стране-производителе все равно должна быть указана на товаре или упаковке товара и на ценнике.

Источник: Газета.RU