14.01.2004

Реструктуризация насмарку. Концерн EADS потеряет 3 млрд евро из-за падения курса доллара



Николай Буланов

         EADS может потерять из-за падающего доллара 3 млрд евро. Так считает его гендиректор Филипп Камю. Эксперты подтверждают его опасения, но сомневаются в точности приводимых им цифр.

        EADS - крупнейший европейский аэрокосмический концерн. По итогам первых девяти месяцев 2003 г. выручка EADS составила 18,5 млрд евро, убытки - 124 млн евро. EADS - основной акционер второго в мире по величине авиапроизводителя Airbus (EADS принадлежит 80% , 20% - компании BAE Systems).

        Ослабление американской валюты может стоить европейскому аэрокосмическому концерну EADS 3 млрд евро. Об этом заявил в минувшие выходные французской газете Le Monde гендиректор EADS Филипп Камю. Это вдвое превышает сумму, которую концерн собирается сэкономить по итогам реструктуризации.

        Падающий американский доллар, который подешевел за прошедший год по отношению к европейской валюте на 30% , может перечеркнуть предпринимаемые EADS усилия. Концерн, которому принадлежат 80% акций авиапроизводителя Airbus, понесет тяжелые потери, если падение курса американской валюты по отношению к евро продолжится. Дело в том, что цены на коммерческие самолеты, основная статья доходов Airbus, номинированы в долларах, тогда как до 50% стоимости их постройки выплачивается в евро.

        "Если доллар и дальше будет оставаться слабым, то это может серьезно отразиться на EADS", - заявил Камю. По его словам, руководство компании рассматривает ряд вариантов того, как уменьшить ее зависимость от валютных колебаний. В числе этих мер повышение доходов, номинированных в евро, и затрат, номинированных в долларах. Этого, по мнению Камю, можно достичь путем "развития промышленной базы [EADS] в странах долларовой зоны, в том числе и в США".

        Так, концерн может перенести туда ряд производств. Ранее EADS уже заявлял о том, что рассмотрит возможность создания производств в США, особенно если американские власти разрешат концерну претендовать на крупнейшие оборонные контракты, объявляемые Пентагоном.

        Аналитики считают, что им неизвестно, на основе каких расчетов сделал свое заявление Камю, и указывают, что оценить точную сумму побед довольно трудно. Вместе с тем они подтверждают, что падение американского доллара - одна из основных трудностей, с которой сейчас сталкивается EADS. "В этом году они потеряют либо долю на рынке, либо часть прибыли", - говорит по этому поводу аналитик Goldman Sachs Саш Туза, - из-за слабого доллара ключевым вопросом для них станет конкурентоспособность". Он добавляет, что EADS придется либо сохранить цены на прежнем уровне, но смириться с меньшей выручкой, или поднять цены, чтобы компенсировать слабость доллара, рискуя при этом, что клиенты перебегут к главному конкуренту - Boeing.

        А Бенджамин Фидлер из Deutsche Bank считает, что в краткосрочной перспективе валютные колебания не повлияют на EADS. "Они захеджировали валютные риски, и ощутимое влияние слабый доллар окажет на EADS не раньше чем в 2005 г. ", - говорит он. Фидлер добавляет, что предполагаемый перенос производств в долларовую зону теоретически может решить проблему, но это потребует больших финансовых вложений и займет много времени, не говоря уже о том, что процессу может помешать политическая подоплека дела. (Использованы материалы FT, 11. 01. 2004. )



Источник: Ведомости