15.01.2004

Астрономический план Буша. Американцы готовятся покорить Марс



Игорь Федюкин

         Президент США Джордж Буш готов послать человека на Марс и основать колонию на Луне. Эта затея может обойтись налогоплательщикам в сотни миллиардов долларов, но чего не сделаешь ради победы над соперниками-демократами и европейскими конкурентами.

        Вчера в полночь по московскому времени Буш обнародовал новую национальную космическую стратегию в штаб-квартире NASA. Конечная цель программы - через 20 - 30 лет высадить американских астронавтов на Марсе. Полету на Красную планету должна предшествовать экспедиция на Луну (примерно через 10 - 15 лет) , где планируется построить постоянную базу. К этому времени у США должен появиться новый космический корабль многоразового использования, который будет "совершенно не похож" на нынешние челноки. Три остающихся в строю челнока будут списаны к 2010 г. , после чего Буш планирует прекратить всякое участие в работе Международной космической станции.

        Эксперты считают программу осуществимой даже при нынешних технологиях. "Непреодолимых препятствий здесь нет, возможность пилотируемого полета на Марс прорабатывалась и в США, и в России, и в Европе", - говорит Владимир Агапов из ЗАО "Космические информационные аналитические системы". По словам специалистов, полет к Марсу и обратно займет три года, экспедиция сможет провести 2 - 3 месяца на орбите планеты, а посадочный модуль - 2 - 3 недели на ее поверхности.

        Оптимальный экипаж марсолета - от трех до 10 человек. По мнению Игоря Лисова, обозревателя журнала "Новости космонавтики", это значит, что общий вес корабля составит 500 - 600 т. По общему мнению экспертов, столь тяжелый летающий объект придется собирать на орбите Земли по образцу нынешней МКС. Для этого американцам придется создать новые, более мощные ракеты-носители.

        Белый дом не приводит стоимости всей программы. Пока президент предлагает на ближайшие пять лет увеличить годовой бюджет NASA на 5% , или примерно на $800 млн. Это позволит начать разработку космических кораблей нового поколения.

        Оппоненты Буша уверены, что на освоение дальнего космоса потребуются астрономические суммы. По оценке Center on Budget and Policy Priorities, стоимость программы может достичь $1 трлн. Так, лунная программа, реализованная США в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого века, стоила казне около $100 млрд в нынешних ценах. Демократы уже заявили, что подобная программа - непозволительная роскошь в условиях растущего бюджетного дефицита. Сомневаются и некоторые республиканцы. "У Америки нет таких денег, чтобы бросать их в костер", - говорит президент консервативного Клуба за экономический рост Стивен Мур.

        Впрочем, член-корреспондент Российской космической академии им. Циолковского Александр Железняков полагает, что на выполнение всей программы NASA может хватить и $45 млрд. А бывший руководитель программы NASA по изучению Марса Гумбольдт Манделл добавляет, что американцы могут высадиться на Марсе через 6 - 7 лет, если космическое агентство будет тратить на подготовку полета треть своего нынешнего бюджета, составляющего $15,5 млрд. "Если Буш будет переизбран на второй срок, его шансы добиться ассигнований возрастают, - говорит Стивен Хасс из Brookings Institution. - Правда, сейчас невозможно предсказать, не потеряет ли Америка интерес к программе".

        Полет на Марс не принесет человечеству непосредственной коммерческой выгоды. "Подобные предприятия - отличительная черта великих государств", - объясняет эту идею директор NASA Шон О'Кифи. "Научная или коммерческая польза от экспедиции на Марс, которая могла бы оправдать такие расходы, не просматривается", - подтверждает Лисов.

        Зато американскому бизнесу план Буша может принести немалую пользу. "Программа "звездных войн" не была реализована, но за счет проведенных в ее рамках исследований американцы совершили серьезный технологический рывок. Его результаты сегодня используются везде - от бытовой техники до военных технологий", - говорит Агапов. Подряды, которые получат американские авиастроители в случае полета на Марс, помогут им в борьбе с европейскими конкурентами. "США часто упрекают Европу в том, что она субсидирует своих авиастроителей, - говорит официальный представитель европейского аэрокосмического концерна EADS Грегор фон Курсель. - Но на самом деле все наоборот, и правительство США активно поддерживает господрядами те же Lockheed Martin и Boeing".

        А Хасс из Brookings Institution считает, что космическая программа станет удачной темой для избирательной кампании Буша. "Американцам нравятся масштабные задачи", - говорит политолог.



Источник: Ведомости