Особые условия для "Русала". Алюминщикам зафиксировали железнодорожные тарифы на восемь летИлья Хренников "Русский алюминий" стал первым и пока единственным грузовладельцем, которому удалось добиться от государства и компании РЖД особых условий перевозок. Чиновники согласились перевести железнодорожные тарифы для "Русала" в доллары и не увеличивать их до 2012 г. , чтобы компания смогла реализовать свои инвестпроекты. В "Русал" входят Красноярский, Братский, Новокузнецкий и Саяногорский алюминиевые заводы, а также Ачинский и Николаевский глиноземные комбинаты и ряд предприятий по переработке алюминия. Консолидированная годовая выручка "Русала" - около $4 млрд. Ежегодно в интересах "Русала" перевозится около 14 млн т грузов, расходы компании на железнодорожные перевозки оцениваются в $360 млн в год. Председателю совета директоров "Русала" Олегу Дерипаске давно не давали покоя постоянно растущие железнодорожные тарифы. Осенью 2001 г. магнат лично участвовал в дискуссиях по реформированию железнодорожной отрасли и разработке нового тарифного прейскуранта, доказывая чиновникам, что нельзя компенсировать падение доходов МПС за счет алюминщиков. Год назад "Русал" спонсировал независимое исследование железнодорожных тарифов, проведенное специалистами KPMG. В поисках экономии "Русал" даже заказал на Украине грузовые вагоны особой конструкции, позволяющие возить на экспорт алюминиевые чушки, а на обратном пути загружать вагоны импортным глиноземом. В сентябре 2002 г. Олег Дерипаска и министр путей сообщения Геннадий Фадеев подписали рамочное соглашение о сотрудничестве. "Русал" обязался построить новые производства в Хакасии и Иркутске, которые добавят железнодорожникам 4 млн т грузов к перевозке (30проц. -ный прирост к грузоперевозкам "Русала"). Взамен МПС обещало возить грузы алюминщиков "по согласованным тарифам". В конкретные договоренности это соглашение вылилось, лишь когда Фадеев пересел в кресло президента ОАО "Российские железные дороги". Источник в ФЭК рассказал "Ведомостям", что постановлением председателя ФЭК Георгия Кутового 30 декабря 2003 г. в интересах "Русала" установлены исключительные тарифы для перевозок алюминия и сырья. Накануне аналогичное решение выпустила тарифная комиссия во главе с вице-премьером Виктором Христенко. Тарифы для "Русала" фиксируются в долларах по состоянию на 1 октября и действуют до 31 декабря 2011 г. "Фиксированный тариф применяется под гарантии по привлечению дополнительных объемов перевозок грузов до 2012 г. на данных направлениях: алюминия - 750 000 т, сырья - 3,5 млн т. При невыполнении условий... действие фиксированных тарифов прекращается", - говорится в тексте постановления, имеющегося в распоряжении "Ведомостей". Комиссия Христенко рассматривала вопрос о тарифах для "Русала" шесть раз. "Нам представили детальные предложения по увеличению объемов перевозок, а перевозки алюминия высокодоходны, и мы согласились в такой форме поддержать инвестиционные планы "Русала". Их реализацию мы будем постоянно мониторить. Ситуация, когда компания будет пользоваться исключительными тарифами, но новых заводов не построит, абсолютно исключена", - уверяет источник в комиссии Христенко. "Мы введем в строй новые производственные мощности, которые обеспечат РЖД допдоходы от перевозок в размере 17 млрд руб. в год", - вторит чиновнику представитель "Русала". Верит этим обещаниям и начальник департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков: "Чтобы развиваться, компания РЖД заинтересована в наращивании объемов перевозок. Поэтому соглашение с "Русалом" - это попытка обрести долгосрочного стратегического партнера, который нам в этом поможет". Пашков затруднился прокомментировать, будут ли установлены фиксированные тарифы для других крупных грузовладельцев, подчеркнув, что железнодорожные тарифы регулирует не РЖД, а правительство. "Нечего сказать - лоббисты "Русала" хорошо поработали, - заявил "Ведомостям" на условиях анонимности сотрудник одной из консалтинговых компаний. - По сути, мы имеем дело с возрождением индивидуальных тарифных льгот, которые противоречат целям реформирования железнодорожного транспорта". По его подсчетам, только в 2004 г. "Русал" сможет сэкономить около $50 млн (его не коснулось повышение тарифов РЖД с 1 января на 12проц. , не учитывая возможного снижения курса доллара по отношению к рублю). Директор департамента корпоративных отношений "СУАЛ-Холдинга" Алексей Прохоров считает отношения "Русала" с железнодорожниками взаимовыгодными. "Это стимул для реализации инвестпроектов. Подобное соглашение может представлять интерес и для "СУАЛа", - считает он.
|