20.01.2004

Круиз duty-free. Владельцы морского парома рассчитывают на беспошлинную торговлю



Андрей Мусатов
Глеб Крампец

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Эстонская компания Tallink намерена открыть паромную линию Таллин - Петербург - Хельсинки. По оценкам экспертов, компанию привлек не только растущий рынок паромных перевозок, но и возможность сохранить доходы от торговли duty-free. Беспошлинные магазины, действующие на линиях Таллин - Хельсинки, после вступления Эстонии в Евросоюз придется закрыть.

        Компании Tallink Grupp принадлежит восемь судов. В 2002 - 2003 финансовом году оборот компании составил около 191,5 млн евро, а количество перевезенных пассажиров - 2,6 млн.

        Перевозки на линии Таллин - Петербург - Хельсинки будет осуществлять пассажирский лайнер Fantaasia, длиной 136 м и шириной 24,6 м, вместимостью до 1700 пассажиров и 300 автомобилей.

        Как сообщил Марек Маги, менеджер отдела по связям с инвесторами компании Tallink, компания намерена начать перевозки по маршруту Таллин - Петербург - Хельсинки - Таллин в апреле этого года. Паром будет отправляться из Таллина 2 - 3 раза в неделю, а со временем, если пассажиропоток будет стабильным, и ежедневно.

        По словам Маги, компания планирует перевозить в год 200 000 - 250 000 пассажиров. Билет будет стоить около 60 - 70 евро. В такую же сумму обойдется провоз автомобиля.

        Маги говорит, что его компания рассчитывает на тех, кто пересекает границу с Россией по суше. "Паромом путешествовать будет, конечно, дороже, но зато гораздо быстрее, чем через пограничные пункты пропуска, которые страдают от постоянных автомобильных пробок", - говорит он.

        По словам Маги, его компания ведет переговоры с руководством петербургского порта, таможней и пограничной службой.

        По словам Игоря Глухова, генерального директора компании Inflot Worldwide, которая выступает агентом Tallink в Петербурге, потенциально эта линия может обеспечить увеличение пассажиропотока в Петербург с 205 000 до 300 000 - 400 000 человек в год. Затраты эстонской компании на организацию новой линии он оценивает в несколько миллионов долларов.

        Сейчас основной объем морских туристов прибывает в Петербург круизными паромами финской компании Silja Line.

        По словам Томаса Ньюланда, директора по связям с общественностью компании Silja Line, средняя зарплата экипажа эстонского парома примерно на треть меньше, чем у финского. "Мы ожидаем, что новый сервис составит нам достойную конкуренцию, в основном за счет более низкого уровня цен", - говорит он.

        Глухов предполагает, что новой услугой воспользуются не только круизные, но и линейные пассажиры. "Цена билета вполне сопоставима с конкурирующими видами транспорта в Финляндию", - говорит он.

        По словам Дмитрия Васильева, руководителя представительства порта Гамбург в Петербурге, рынок морского туризма становится для перевозчиков все более интересным. "Во многом перевозчиков вдохновляет пример Финляндии, она в прошлом году запустила первую паромную линию и добилась от российского МИДа смягчения визового режима", - говорит он.

        Однако перспективный рынок - не единственное, что привлекает Tallink. По словам Васильева, паромные перевозки между прибалтийскими странами и Финляндией выгодны еще и из-за торговли duty-free, которая осуществляется на борту лайнеров. В 2004 г. Эстония, Латвия и Литва должны войти в ЕС. А беспошлинная торговля между странами, входящими в Евросоюз, невозможна.

        "После вступления Прибалтики в Евросоюз возможность торговли duty-free [на борту парома] исчезнет, - говорит Васильев. - Чтобы ее сохранить, можно организовать перевозки в другую страну, не входящую в Евросоюз, например в Россию".

        Маги подтверждает, что этот фактор является дополнительным стимулом для выхода на российское направление. По его словам, беспошлинная торговля приносит его компании около 30% доходов.

        По оценке Глухова, в структуре доходов паромных операторов на долю duty-free может приходиться более 50%.



Источник: Ведомости