Алексей Кудрин движется от реформы к реформеВчерашний день стал для вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина отчетным. Президенту Владимиру Путину он доложил о подготовке к завершающему этапу налоговой реформы. Несколькими часами ранее в Белом доме на совещании у председателя правительства Михаила Касьянова господин Кудрин отчитывался о первом этапе реформы межбюджетных отношений. Встреча президента с Алексеем Кудриным была рабочей и касалась "вопросов, связанных с развитием экономики страны". Вопросов этих предостаточно. К примеру, власти пока никак не могут найти эффектную концовку уже давно объявленной близкой к завершению налоговой реформы: стоит ли рискнуть доходами внебюджетных фондов и снизить ставку единого социального налога или же следует, несмотря на протесты предпринимателей, внедрить систему специальных НДС-счетов. Трудности выбора усиливаются приближением намеченного на 2005 год начала реформы межбюджетных отношений. О планах наступления своего ведомства на этом направлении Алексей Кудрин вчера доложил председателю правительства Михаилу Касьянову. Взамен он получил от премьера указание лично проконтролировать ход подготовки законопроектов, связанных с разграничением полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, к рассмотрению Государственной думой. Напомним, поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, которые должны закрепить доходные источники (проще говоря, налоги) за разными уровнями власти, были внесены правительством в Госдуму еще в сентябре 2003 года. Эти поправки должны завершить законодательное оформление проводимой под руководством первого замглавы президентской администрации Дмитрия Козака реформы межбюджетных отношений. В прошлом году Госдума уже приняла два документа "от Козака" закон о местном самоуправлении и дополнения к закону об органах госвласти субъектов РФ. Они закрепили за федеральной, региональными и местными властями их расходные полномочия. Теперь же сообразно "назначенным" расходам необходимо поделить и доходы, то есть определить, какие налоги какому бюджету достанутся. Несмотря на то что предложения по корректировке Налогового и Бюджетного кодексов депутаты получили еще осенью, рассматривать их они тогда не стали. Межбюджетная реформа назначена на 2005 год, и потому заканчивавшим свой срок депутатам прошлой Думы заниматься ею было не совсем уместно. Не торопило с рассмотрением внесенных поправок и правительство. Во-первых, накануне выборов депутаты в популистском запале могли изрядно переписать законопроекты. Во-вторых, как признавало само правительство, внесенные предложения были "сыроваты" и требовали доработки. Интенсивная работа Минфина над этой темой в последние месяцы и поручение Михаила Касьянова Алексею Кудрину лично проконтролировать прохождение законопроектов говорит о том, что к началу их рассмотрения Думой они значительно видоизменятся. Дело в том, что в своем первоначальном виде предложенные поправки категорически не устроили большинство регионов. И если к жалобам губернаторов на центральную власть в Белом доме уже привыкли, то проигнорировать заключение авторитетного международного рейтингового агентства Standard & Poor`s чиновники вряд ли рискнут. В сентябре оно прямо предупредило российские власти, что в случае принятия внесенных в Госдуму поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам присвоенные регионам международные кредитные рейтинги могут быть снижены. Причина ультиматума богатые российские регионы лишаются значительной части своих доходов. По мнению аналитиков агентства, предлагаемая реформа пройдет за счет 12 территорий (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская и Самарская области), налоговые доходы которых в 1,7 раза превышают среднероссийский уровень. Настороженно отнеслись к предлагаемым нововведениям и губернаторы бедных краев и областей. Их напугала идея введения временной финансовой администрации в регионах с просроченной задолженностью, превышающей 30% собственных доходов. К примеру, глава Ярославской области Анатолий Лисицын в интервью Ъ назвал инициативу Минфина по введению финансовых администраций "абсолютно нереализуемой и политически абсурдной в существующей системе выборности представителей законодательной и главы исполнительной власти в регионах". В бюджетном комитете Госдумы поделили должности Вчера бюджетный комитет Госдумы на своем первом заседании образовал семь подкомитетов и избрал их председателей. Ключевой подкомитет по налоговому законодательству возглавила Наталья Бурыкина. Главой подкомитета по бюджету и бюджетному законодательству, межбюджетным отношениям и консолидированному бюджету избран Виталий Шуба. Подкомитет по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности ЦБ РФ возглавил Михаил Задорнов, подкомитет по закрытым статьям бюджета Николай Табачков. Главой подкомитета по бюджетным и внебюджетным фондам избран Валерий Гальченко, подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Надежда Азарова. Подкомитетом по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой будет руководить Николай Гончар. Николай Гончар и Михаил Задорнов являются независимыми депутатами, все остальные назначенцы представляют фракцию "Единая Россия". Официальное назначение должно состояться 23 января. АНДРЕЙ Ъ-ПЕТРОВ Источник: КоммерсантЪ |