За чистоту продуктов. Генномодифицированные источники интересуют чиновников МАПа и GreenpeaceРинат Сагдиев Российские чиновники хотят обязать производителей указывать на этикетках наличие в продуктах генетически модифицированных источников (ГМИ). Необходимые поправки в закон о защите прав потребителя могут быть приняты Госдумой уже весной этого года. Между тем, если верить российскому Greenpeace, признаться в использовании ГМИ придется многим российским производителям. Продажи продуктов питания, содержащих ГМ-компоненты, начались в США в 1984 г. С лета 2003 г. в Европе обязательна маркировка всех продуктов, в составе которых есть хотя бы 0,9% ГМИ. Мировой рынок ГМ-семян оценивается в $3 млрд. Как заявил "Ведомостям" заместитель руководителя управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике (МАП) Аркадий Макаров, поправки в закон о защите потребителей уже одобрены правительством и будут рассмотрены Госдумой в ближайшее время. Законопроект предусматривает, что на упаковке продукта будет указано, что при его производстве использованы ГМИ. С осени 2002 г. в России уже действует постановление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, по которому у нас должны маркироваться продукты, содержащие не менее 5% ГМИ. На начало 2003 г. Минздрав выдал около 100 соответствующих регистрационных удостоверений. Их, в частности, получили два сорта картофеля, три наименования соевого мороженого и прочие разновидности соевого сырья. В Greenpeace "Ведомостям" сообщили, что активисты организации видели только маркированные крабовые палочки и урюпинскую тушенку. По оценке президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, маркированной мясной продукции на рынке не больше 0,5%. "Мы идем дальше и предлагаем ввести норму прямого действия без уточнения процентного содержания ГМИ", - объясняет Макаров. По словам чиновника, МАП также подготовит новый технический регламент производства и распространения продуктов с использованием ГМИ. МАП считает, что контролировать маркирование продуктов на основе ГМИ должен Минздрав. Пока же этим решил заняться российский Greenpeace. Вчера он обнародовал итоги очередной проверки продуктов на наличие ГМИ. Неделю назад участники этой организации вместе с журналистами закупили в сети "Седьмой континент" 40 наименований мясной продукции. В ходе исследования, проведенного лабораторией структурной организации генома Института цитологии РАН (Санкт-Петербург) , в 16 образцах были обнаружены ДНК ГМИ. Среди компаний, использующих генетически модифицированную сою, оказались крупнейшие производители мясных полуфабрикатов - "Дарья" и "МЛМ", а также ТАМП, Останкинский и Клинский мясокомбинаты, "КампоМос", "Вичунай", "Роз Мари Лтф", "Талосто-продукты" и колбасный комбинат "Богатырь". По словам руководителя кампаний Greenpeace в России Ивана Блокова, на основе подобных исследований, а также опросе компаний, в течение 2 - 3 месяцев в России, как и в США и Европе, будут созданы свои черный и белый списки производителей. В Greenpeace настаивают на том, что пока нет точных данных об опасности или безвредности ГМ-продуктов, потребитель должен сам решать, участвует он в этом эксперименте или нет. Участникам мясного рынка результаты исследований Greenpeace, как и предложение создать черный список, не понравились. "Сейчас производитель не обязан указывать наличие ГМИ, если их объем не превышает 5% , а использовать сою в больших объемах в мясном производстве нецелесообразно - колбаса развалится, - говорит Мамиконян. - Другое дело - консервы или полуфабрикаты, где этот показатель действительно может превышать 5% ". В компаниях "МЛМ" и "Дарья" "Ведомостям" заявили, что не используют ГМИ и готовы подтвердить это официальными заключениями СЭС. "Мы направим в Институт цитологии запрос, чтобы выяснить, с помощью какой методики проводились исследования, а также получить информацию о дате выпуска продукции. Это позволит нам отдать образцы такой же продукции на исследование в независимую лабораторию", - обещает "Ведомостям" представитель "Дарьи" Дина Вишня. А Игорь Колядинцев из "МЛМ" называет акцию Greenpeace "недоразумением". Сами исследователи не признают возможности ошибок. "Мы можем констатировать только несовпадение результатов наших исследований и исследований СЭС", - заявил "Ведомостям" завлаборатории структурной организации генома профессор Сергей Борхсениус. По мнению Мамиконяна, заявления Greenpeace и черные списки, если они действительно будут опубликованы, значительно повлияют на мясной рынок. "На нашем рынке, где потребитель мало информирован, а ученые вместо исследований занимаются популизмом и маркетинговыми исследованиями, это приведет только к удорожанию продукции", - предрекает он.
|