23.01.2004

Танкеры подорожали. Стоимость транспортировки нефти выросла в несколько раз



Александр Тутушкин
Андрей Лемешко
Ведомости

         Рост спроса на нефть обернулся для нефтяников не только взлетом нефтяных котировок, но и увеличением в несколько раз стоимости транспортировки сырья. В России к этим факторам добавляются свои специфические проблемы, связанные с ограниченными возможностями ее основных нефтяных портов - Новороссийска и Приморска.

        Как сообщает Reuters, тарифы на перевозку нефти супертанкерами по самым оживленным маршрутам мира за прошлую неделю поднялись до 30-летнего максимума. В частности, транспортировка сырья супертанкером через Атлантику сейчас превышает $140 000 в сутки по сравнению с $20 000 в октябре 2002 г. Самый типичный маршрут - из Западной Африки или Северного моря в США - в 2003 г. подорожал в четыре раза, а по сравнению с трудным для отрасли 2002 г. , когда был спад мировой экономики в связи с терактами против США, тарифы выросли в пять раз. Если говорить о восточном направлении, то доставить баррель нефти из Персидского залива в Сингапур стоит сейчас $1,4, что более чем на 300% выше цен прошлого лета.

        Опрошенные Reuters аналитики рост ставок фрахта объясняют тем, что бурный рост экономики в Китае совпал с экономическим подъемом на Западе. Импорт сырой нефти в Китай в 2003 г. вырос на 30% , а нефтепродуктов - на 40%. Соответственно американские НПЗ в борьбе с Китаем за танкеры вынуждены мириться с ростом ставок. Дорожанию перевозок в немалой степени способствовало и то, что после ряда катастроф ужесточились требования к безопасности танкеров, в результате чего сократилось число пригодных к эксплуатации судов.

        Гендиректор судоходной компании "Сомкомфлот" Дмитрий Скарга называет и другие причины роста ставок на фрахт танкеров. Это, в частности, рост потребления нефти в Северной Америке, где стоят необычно низкие температуры. По его словам, наиболее ажиотажным направлением является трансатлантическое, где ставки с конца 2002 г. выросли почти в три раза. На восточном направлении (Япония, Китай) рост не столь велик - примерно на 50%. Скарга прогнозирует, что такая ситуация может продержаться еще полгода-год, после чего возможно понижение цен, так как в ближайшее время можно ожидать ввода большого количества новых танкеров.

        С ним согласен и менеджер "Новошипа", который тоже говорит о вводе новых мощностей, при том что ОПЕК не спешит увеличивать добычу нефти. Это, по его мнению, может привести к переизбытку тоннажа. Кроме того, замечает собеседник, в зимний период ставки всегда растут и ближе к лету можно ожидать сезонного снижения цен. "Конечно, мы довольны нынешним положением, однако вряд ли такая ситуация продержится долго", - говорит собеседник "Ведомостей". Однако, по его словам, не меньше моряки заинтересованы в том, чтобы рынок был стабильным, без резких колебаний.

        Как и все российское, рост транспортных расходов в нашей стране имеет свою специфику. В ноябре прошлого года Турция ужесточила режим прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы, в результате чего у проливов стали образовываться пробки из судов. "Если год назад простои танкеров не превышали недели, то сейчас они достигают 20 дней, - говорит представитель крупной нефтяной компании, - а фрахт одного танкера дедвейтом 60 000 - 80 000 стоит $30 000 - 40 000 в день". По словам нефтяника, дополнительные транспортные расходы при этом могут достигать $1,2 на баррель нефти, в среднем же за первую половину декабря они составили в компании $0,7 на баррель. К простоям в Новороссийске ведут и обычные для зимнего времени штормы. По этой причине порт был закрыт 14 января. 17-го отгрузка возобновилась, но уже 18-го снова заштормило, и по состоянию на вчерашний день порт был закрыт и 10 танкеров ожидали погрузки.

        Большие проблемы зимой и в Приморске. Порт расположен не в самом удачном месте. По словам представителя другой крупной нефтяной компании, это единственный на Балтике порт, где зимой могут использоваться танкеры только ледового класса. А таких судов немного - всего 12. Это, по словам нефтяника, и привело к росту ставок фрахта. Если в начале декабря доставка 1 т нефти из Приморска в Амстердам стоила $7,92 - 7,96, то в середине - $12,32, а в конце месяца - уже $19,8. Правда, в январе, говорит собеседник "Ведомостей", наметилось небольшое снижение ставок.

        Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов говорит, что при нынешних высоких ценах на нефть повышение транспортных издержек вряд ли серьезно отразится на экономике компаний. "Это нежелательный для нефтяников, но неизбежный фактор, который никак не повлияет на их стремление к максимальным объемам экспорта", - говорит эксперт.



Источник: Ведомости