26.01.2004

В детройте решили вернуться к производству классических автомобилей



Автопроизводители США решили вернуться к истокам и бросили все силы на производство классических автомобилей. Именно так рынок оценил результаты ежегодного автошоу в Детройте. Специалисты сошлись на том, что американцы готовы бросить вызов японцам, царившим в этой чрезвычайно конкурентной нише последние десятилетия.

Почему так любят черные автомобили

США научили мир делать массовые автомобили доступными населению. Требования, которые к ним предъявлялись, очень просты - в них должна была поместиться вся семья (муж за рулем, жена впереди, дети на просторном заднем сиденье). Машина должна была уметь ездить на большие расстояния по относительно хорошей дороге, а расход горючего не играл большой роли, поскольку Штаты не имели проблем с нефтью (были и такие времена). Научил Америку и весь мир делать такие авто Генри Форд, который, как известно, широтой взглядов не отличался и вообще красил свои авто в черный цвет.

Уроки американской автомобильной любви

По мере того как американцы богатели, расширялся и массовый ряд американских авто. Классические седаны увеличивались в размерах, оснащались разными хромированными деталями и в конечном итоге превратились в настоящие крокодилы. Крокодилами стали и сами автомобильные концерны, которые были уверены, что являются фундаментом американской экономики. Именно тогда прозвучало знаменитое: "Что хорошо для GM, то хорошо и для США".

У больших американских седанов было еще одно конкурентное преимущество - в пуританских Штатах образца 50-х годов автомобиль позволял с комфортом проводить время влюбленным парочкам, не обремененным узами брака. Особенно это достоинство ценили подростки. Но сексуальная революция второй половины 60-х годов отменила автосалонную любовь. Размер перестал играть столь решающее значение и стал настоящей обузой, когда грянул нефтяной кризис начала 70-х годов. Американцы почувствовали себя обманутыми. Обнаружилось, что за красивым и современным фасадом скрывалась несовершенные и неэкономические технические решения. Как выразился один современник, "эти авто были очень похожи на самолеты и ракеты, но они... не летали". Последующие два десятилетия американцы активно пересаживались на японские авто, которые были более экономичными, хотя и менее вместительными.

Эпоха внедорожников и мини-вэнов

90-е годы бросили американским автопроизводителям спасительную соломинку. Рост общего благосостояния, падение цен на нефть - на американские дороги в массовом количестве выехали мощные и дорогие внедорожники и мини-вэны. Впрочем, в Детройте удалось избавиться от обвинений в прожорливости, и новые "крейсеры" стали более экономными. Рукотворным чудом стало изъятие "новых бегемотов" из категории грузовых авто и перемещение их в категорию легковых. Авторами чуда стали представители Детройта, которые решили таким образом обойти японцев. Таким же рукотворным чудом стало создание имиджа независимых, легких на подъем, склонных к легкому авантюризму американских граждан, которым всенепременно нужен был внедорожник. Самым любимым словом американского авторынка стала аббревиатура SUV (Sport Utility Vehicle), которую в конечном итоге стали использовали для всего, что выходило за рамки обычного седана. Не беда, что чаще всего автомобильные маршруты американцев ограничивалось доставкой детей в школу, поездками в офис и за продуктами в соседний супермаркет. Идея была красивой.

Toyota Camry и Honda Accord добились реванша Юга над Севером

В результате сегодня, когда автолюбители охладели к SUV, "большая тройка" вынужденно возвращается на рынок традиционных для Америки авто, но здесь их не ждут. Лидерами продаж на американском рынке сейчас являются два японских седана - Toyota Camry и Honda Accord.

Детройт решил устроить японским производителям настоящий Армагеддон. General Motors, все еще мировой лидер, объявил о выпуске сразу 13 новых моделей, и уже в этом году. Шесть из них претендуют на категорию массовых. В их числе Chevrolet Cobalt, который должен сменить на рынке устаревший Cavalier. Кроме того, GM, планируя вернуть утерянную в прошлом году долю североамериканского рынка, сделал ставку на новый седан Pontiac G6 взамен его предшественника Grand Am. Концерн готовится выпускать его для американского рынка в массовом количестве - не менее 200 тыс. автомобилей в год.

Наиболее важной премьерой для DaimlerChrysler в этом году также стал заднеприводной седан Chrysler 300C. В начале года концерн объявил о будущей цене на новинку - стоить новый седан будет от $24 тыс. В этом году, следуя новой концепции разворота к массам, Ford анонсировал сразу два новых семейных седана - "пятисотку" и Mercury Montego, идущих на смену "Таурусу" и Mercury Sable, которые впервые были представлены публике еще в далеком 1985 году.

Война на своей территории

Относительно цен на свои новые седаны американским производителям, чтобы быть конкурентными на этом рынке, приходится ориентироваться на лидеров рынка - японцев. Именно они сегодня, завоевав потребительские предпочтения американцев, диктуют цены в этом сегменте - от 20 до 25-28 тыс. долларов США. Американцы не смогут противостоять японцам в ценовой нише. Но у них есть финансовое оружие. Американские производители и дилеры используют всевозможные скидки и беспроцентное кредитование, которые должны заманить американских автолюбителей. В этом году GM запускает автолотерею. Шансы выиграть новое авто оцениваются 1 к 5500. Затея обойдется GM в $25 млн. "Мы обращаемся к тем людям, которые еще пока не на рынке", - так прокомментировал эту затею Стив Хилл, руководитель подразделения планирования розничных продаж GM.

Японские дилеры стараются в ценовую войну не ввязываться. Они считают, что нынешнего взыскательного любителя таким уловками не купишь. Аналитики очень осторожно оценивают перспективы американской победы. А по мнению японского аналитика американской инвестиционной компании Goldman Sachs Кунихико Шинохара, продажи "американок" в США и вовсе снизятся более чем на 1%, составив 16,5 млн.

Крупнейший импортер американок - российские граждане

Американские концерны наращивают поставки своих авто в Россию. В прошлом году только новых автомобилей было продано более 22 тыс. штук. Это втрое меньше, чем японских, и почти столько же, сколько немецких или французских. Впечатляют темпы. За год импорт вырос в 2,5 раза и достиг показателя 12% российского рынка новых иномарок. В секторе подержанных и эксклюзивных автомобилей иностранного производства рост популярности американских машин еще внушительнее: 18% рынка. Это больше, чем количество проданных новых "Волг". Правда, есть одно "но".

Львиная доля американского импорта приходится на машины европейской сборки, многие из которых в Америке вообще не производятся. Ситуация с аутентичным американским автомобилем совершенно иная. Этот бизнес почти полностью контролируется "серыми" дилерами или вообще частными лицами.

"Официальными дилерами импортируется лишь 1,7% от общего количества ввезенных в Россию новых автомобилей иностранного производства - это около 2000 новых автомобилей в год, - говорит эксперт ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Ирина Ростовщикова. - В частном порядке американских автомобилей ввозится немного больше - объем рынка подержанных "американок" - 6 тыс. в год. В страну они попадают одним путем - по морю, в контейнерах на пароме.

По оценкам Ростовщиковой, 80% американского импорта проходит через порт Хельсинки, остальные попадают к нам через порты Латвии и Литвы или более сложными путями через европейских дистрибьюторов. Один из таких путей предполагает доставку авто в Германию (Ганновер или Киль). Затем машина своим ходом едет в Россию через Польшу и Белоруссию.

Стоимость доставки среднего по размерам и цене автомобиля обходится в $4000 - $4800. Груз можно не сопровождать (дорога занимает около 10 дней), но тогда велика вероятность, что машину в пути разукомплектуют и вытащат из нее все приобретенные впрок запчасти. С машинами, заказанными у "серых" поставщиков, такое случается редко. Но за заказ надо дополнительно выложить от $500 до $10 000 в зависимости от класса автомобиля.

В этом году государство выстроило на пути "серого" бизнеса труднопроходимую преграду в виде высоких пошлин и огромного таможенного залога, равного стоимости автомобиля, который необходимо внести перед тем, как ввозить машину в Россию из-за границы. По некоторым прогнозам, "серый" импорт в России под давлением новых пошлин может совсем исчезнуть. Однако, скорее всего, заградительные барьеры таможни лишь поднимут цены на импортные автомобили, но "серый" бизнес не тронут. Главными заказчиками "серых" импортеров, в том числе и экзотических американских автомобилей, остаются люди состоятельные, для которых "идея" важнее затрат.

К тому же новый порядок ввоза автомобилей из-за границы позволяет осуществить операцию без дополнительных вложений, если заранее знать и сообщить таможне, какой конкретно автомобиль будет ввезен. Для этого у "серых" дилеров есть свои "осведомители" и отлаженные каналы информации.

В одном из питерских салонов "Известиям" рассказали, что готовы привезти из США под конкретный заказ любую партию автомобилей.

За что российские граждане любят американские авто

"Рост спроса на американские машины в России объясняется не падающим курсом доллара по отношению к евро и, как следствие, снижением цены на них - разницу почти всю съедает все возрастающая стоимость доставки машин из Америки в Европу, - а любовью россиян к специфическим особенностям этих автомобилей", - считает Олег Уколов, руководитель автосалона, продающего автомобили из США. Среди главных особенностей покупатели отмечают необычайный комфорт, высокую оснащенность американских авто различными системами, плавность хода, долговечность и неприхотливость моторов к горючему и смазочным материалам, неубиваемость "железа", необычный дизайн и - не в последнюю очередь - соответствие этих машин широте российской души и российским просторам. Не случайно опросы показывают, что основными покупателями американских автомобилей в России становятся те, кто когда-то владел "Волгой" или в семье которых раньше был этот отечественный автомобиль.

В Европе при высокой популярности американских машин местного производства (около 9,5 процента рынка) чисто американские автомобили едва дотягивают до 0,7 процента. Европейцы покупают в США в основном спортивные и экзотические автомобили. Прежде всего Dodge Viper, Chevrolet Corvette, Ford GT, AC 212 (Cobra), которые в 2-3 раза дешевле своих европейских аналогов Ferrari и Porsche, а также огромные джипы - Cadillac Escalade, Chevrolet Suburban, Ford Excursion, Dodge Durango, GMC Yucon. Главные потребители американских машин в Европе - Англия и Германия, а внедорожников - Швейцария и Скандинавия, на Ближнем Востоке - Саудовская Аравия и Эмираты.

"В России поначалу тоже покупали в основном огромные внедорожники, но сейчас "серым" поставщикам все чаще заказывают экзотические и спортивные автомобили", - говорит Олег Уколов.

Тем не менее модели, заведомо обреченные на успех, Jeep Cherokee и Ford Explorer, пока остаются хитами "серого" завоза.

Их же чаще всего покупают и у официальных дилеров. В московском представительстве "Форд Мотор Компани" нам сообщили, что американский экспорт в Россию на 100% состоит из внедорожников. Это Maveric, Explorer, Expedition и Excursion. "В прошлом году нам удалось продать абсолютно все завезенные в Россию автомобили, - говорит Оксана Хартонюк, представитель "Форд Мотор Компани". - Компания ищет пути продвижения новых моделей. Мы постоянно тестируем российский рынок на предмет расширения круга импортируемых автомобилей. Так, в этом году решили узнать, как потребитель отреагирует на новый пикап Ranger, первые поставки которого начнутся уже весной".

Источник: Известия