ОМЗ покупают часть бизнеса SkodaАндрей Лемешко Кирилл Корюкин "Объединенные машиностроительные заводы" продолжают экспансию в Восточную Европу. Купив два года назад румынского производителя буровой техники UPET, ОМЗ в ближайшее время выкупят у чешской Skoda Holding подразделение по производству оборудования для атомной энергетики и, возможно, ряда смежных с ним, в том числе металлургического. Выручка ОМЗ по стандартам US GAAP в первом полугодии 2003 г. составила $215,7 млн, чистая прибыль - $14,1 млн. Менеджмент компании контролирует около 37% ее акций, из них 25,93% принадлежит гендиректору ОМЗ Кахе Бендукидзе. Еще 38% принадлежит иностранным, а 13% - российским институциональным инвесторам, 2% - физлицам и 10% - самим ОМЗ. Капитализация компании по итогам пятничных торгов в РТС - $360,6 млн. Чешская Skoda Holding контролируется международной группой Appian, включает в себя 19 компаний, производящих оборудование для электростанций, газопереработки, трамваи и троллейбусы, сельскохозяйственное оборудование и комплектующие для поездов метро. Подразделение по производству оборудования для атомной энергетики выделено в дочернюю компанию Skoda JS (Skoda Jaderne strojirenstvi). Выручка подразделения в 2002 г. составила 1,7 млрд чешских крон ($65,5 млн) , прибыль - 84 млн крон ($3,2 млн). Выручка всего холдинга в 2002 г. составила 9,9 млрд крон ($379 млн) , прибыль - 41,4 млн крон ($1,6 млн). Как рассказал "Ведомостям" правительственный чиновник, ОМЗ до конца января могут выкупить у чешского машиностроительного концерна Skoda Holding дочернюю компанию по производству атомного оборудования - Skoda JS. ОМЗ предложили около $15 млн - больше, чем другие претенденты, и поэтому до конца месяца чешский концерн может вести переговоры только с ними, объясняет он, добавляя, что ОМЗ намерены воспользоваться своим преимущественным правом. В самой компании не стали опровергать эту информацию. "Мы около года ведем переговоры о покупке у Skoda ряда активов, в том числе подразделения по производству оборудования для атомной энергетики, а также ряда смежных с ним производств, в том числе и металлургического", - говорит директор ОМЗ по связям с общественностью Андрей Онуфриев. Правительственный чиновник также говорит об интересе ОМЗ к другим активам Skoda, в частности металлургическому производству, которое поставляет заготовки для Skoda JS. По словам Онуфриева, переговоры находятся в завершающей стадии и сделка может состояться в ближайшее время, но сообщить какие-либо детали переговоров он отказался. По его словам, общая стоимость всех покупаемых ОМЗ у Skoda активов может исчисляться десятками миллионов евро. Не отрицают желания продать свой атомный бизнес и в чешской компании. Представитель Skoda Holding Карел Самец подтвердил "Ведомостям", что переговоры о продаже подразделения по производству оборудования для атомных объектов ведутся, но не сказал с кем, поскольку "до заключения контракта никакую информацию о них компания сообщить не может". Между тем правительственный чиновник говорит, что интерес к "атомной" "дочке" Skoda проявили не только ОМЗ, но и еще две российские компании - госконцерны ТВЭЛ (производитель ядерного топлива) и "Росэнергоатом", объединяющий все российские АЭС. Из-за того что претендентов было несколько, цена Skoda JS возросла, говорит чиновник: "Год назад его можно было купить примерно за $10 млн, теперь же ОМЗ придется выложить за него около $15 млн". В ТВЭЛе не смогли прокомментировать информацию о переговорах с Skoda, а представитель "Росэнергоатома" отрицает интерес к покупке подразделения чешского концерна. "Для нас это непрофильный бизнес, а мы, как ГУП, не можем заниматься непрофильной деятельностью", - объясняет представитель "Росэнергоатома". Он считает ОМЗ единственной российской компанией, заинтересованной в покупке Skoda JS. Эксперты одобряют приобретение ОМЗ. "Это очень неплохой актив, они [Skoda JS] выпускают различное оборудование для АЭС, построенных по советским технологиям, - объясняет чиновник. - Наши электростанции закупают у них системы управления защитой [реактора АЭС], но они могут выпускать и корпуса ядерных реакторов". По словам начальника аналитического отдела банка "Зенит" Сергея Суверова, приобретение активов в Европе усилит интерес инвесторов к ОМЗ и будет способствовать повышению их капитализации. Кроме того, отмечает аналитик, покупка Skoda JS дает ОМЗ серьезную фору при распределении будущих заказов на реконструкцию ряда АЭС в Восточной Европе. Это мнение разделяет и представитель "Росэнергоатома", добавляя, что не меньше в этой сделке заинтересована и чешская компания, которая создавалась для работы в кооперации с советскими компаниями: "Для них [Skoda JS] это выгодно, поскольку собственных заказов у чехов немного, а у ОМЗ и [подконтрольного им] "Атомстройэкспорта" контрактов [на строительство атомных станций] хватает, и они могли бы обеспечить чешский завод заказами". Нравится сделка будущему партнеру ОМЗ - концерну "Силовые машины", с которым сейчас объединяется компания Кахи Бендукидзе. "Нам интересны определенные активы Skoda", - заявила "Ведомостям" начальник управления по связям с общественностью "Силовых машин" Виктория Вергельская.
|