27.01.2004

GM сыграет на понижение процентных ставок по автокредитам



Юлия Федоринова
Елена Березанская

         General Motors собирается самостоятельно кредитовать покупку своих автомобилей в России. Корпорация обещает во второй половине 2004 г. запустить работу компании General Motors Acceptance Corporation (GMAC) , осуществляющую программы кредитования и лизинга. Аналитики полагают, что это может снизить средние ставки по кредитам на автомобили до уровня 7 - 9% , а банкиры опасаются, что GMAC потеснит их на рынке автокредитования.

        GMAC была образована еще в 1919 г. , является 100% -ной "дочкой" General Motors и работает более чем в 40 странах мира. Она занимается розничным автокредитованием, лизингом автомобилей, финансированием оборотного капитала дилеров GM, коммерческим финансированием (business to business lending) и др. В 2002 г. чистая прибыль компании составила около $1,9 млрд, в 2003 г. - около $2,8 млрд.

        Через "Дженерал Моторс СНГ" в 2003 г. было продано 8339 автомобилей, из них 7318 - марки Opel. Всего в России, по данным "АСМ-Холдинга", в 2003 г. было продано 195 706 новых иномарок. По оценке Александра Агибалова из "Атона", сейчас в России продается в кредит 10 - 15% новых иномарок.

        Пока у GM есть только один проект кредитования при покупке его авто. С ноября прошлого года покупатели Opel Astra и Opel Vectra в Москве и Петербурге имеют возможность получить кредит в "МЕНАТЕП-СПб", Экстробанке и Международном московском банке (ММБ) под 9% годовых. По данным компании, с ноября объем продаж Opel в кредит вырос с 8% до 35%.

        А уже в конце года GM может начать кредитовать покупателей своих машин и самостоятельно. Как пояснил "Ведомостям" директор по продажам General Motors CIS Сергей Богданов, предполагается, что в III квартале текущего года в России начнет работать GMAC. По словам Богданова, компания собирается вести "полноразмерную деятельность", т. е. предоставлять российским клиентам все те услуги, которые сейчас доступны в других странах. Он отмечает, что система, по которой работает GMAC, очень удобна для потребителей - покупатель имеет возможность оформить кредит прямо в салоне дилера и сделать это быстро. "В Польше, например, на получение кредита уходит не более четырех часов", - говорит представитель GM.

        В России выдавать процентные кредиты имеют право только кредитные организации. PR-менеджер Ford Motor Company в России Оксана Хартонюк поясняет, что это является главной причиной, почему ее компания не стала регистрировать Ford Motor Credit Co (аналогичное подразделение Ford Motor Company) как отдельное юрлицо. "В большинстве стран Ford Credit сам осуществляет кредитование потребителей, - поясняет она, - но в России нам надо было бы зарегистрировать Ford Credit как банк". Однако, по ее словам, тратить деньги на формирование уставного капитала или покупку банка компания не захотела. А GMAC, по словам Богданова, придет в Россию как полноценная компания, самостоятельно кредитующая покупателей автомобилей. Он отмечает, что пока рассматриваются различные варианты - от создания какого-либо СП до регистрации GMAC как банка.

        Детали деятельности GMAC в России пока только прорабатываются, поэтому сказать, под какие проценты компания будет осуществлять кредитование, Богданов не может. В то же время он прогнозирует, что приход GMAC в Россию существенно снизит ставки автокредитования. Этого же ожидают и аналитики. Елена Сахнова из ОФГ отмечает, что сейчас средние ставки по автокредитам составляют 10 - 14% годовых. В частности, Экстробанк кредитует покупку автомобилей под 10 - 12% годовых, у ДельтаБанка ставка доходит до 15%. С дальнейшим развитием автокредитования и запуском программ GMAC они снизятся, считает аналитик: "Сейчас была бы нормальной ставка в 7 - 8% ". А Денис Нуштаев из "Метрополя" отмечает, что преимущества того, что GMAC будет работать в России как кредитная организация, даст ей возможность более гибко реагировать на потребности клиентов. Например, GMAC сможет кредитовать в рублях и распространить систему автокредитования на регионы.

        Банкиры пока не слишком охотно комментируют возможные последствия прихода на рынок конкурента с Запада. Банки, которые сейчас выдают кредиты на покупку моделей GM, оказались не в курсе новых планов компании. Елена Хоркина, руководитель центра кредитования физических лиц ММБ, считает, что выход GMAC на российский рынок означает, что кредитовать машины GM какие-либо другие банки уже не смогут. "Если GM это удастся, они заставят своих дилеров работать со своей компанией и тем самым уведут у банков часть клиентуры", - сказала она. А Денис Баскаков, начальник управления автокредитования и лизинга Экстробанка, считает, что пока говорить о чем-то слишком рано - нужно подождать, пока GM запустит свою структуру, а это не так быстро и просто. Александр Григорьев, президент ДельтаБанка, отмечает, что автокредитами во всем мире занимаются компании-производители, однако в России это далеко не так и этот рынок "пока можно осваивать". По его словам, приход в Россию GMAC "подвинет банки", но здесь нужно учесть, какой подход к рискам будет у западной компании, можно ли будет, например, получить кредит без справки с работы и т. д.



Источник: Ведомости