Дивиденды больше прибыли могут оказаться у КамАЗа по новой методикеАндрей Лемешко Юлия Федоринова КамАЗ изобрел новый способ избежать выплаты дивидендов своим акционерам. В минувшую пятницу совет директоров предприятия одобрил дивидендную политику, которая предусматривает ежегодные выплаты акционерам на сумму не менее 785 млн руб. Таких денег автозавод никогда не зарабатывал и, по прогнозам аналитиков, не заработает в ближайшем будущем. КамАЗ - крупнейший российский производитель грузовых автомобилей. В прошлом году предприятие продало 24 550 грузовиков и 39 005 легковых автомобилей "Ока". 34% акций завода принадлежит Минимуществу РФ, Внешторгбанку - 19,4% , Минимуществу Татарстана - 11,5% , Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) - 6,79%. Уставный капитал компании составляет 39,29 млрд руб. и разделен на 785 747 574 обыкновенных акций. В своей истории КамАЗ лишь однажды платил своим акционерам. В далеком 1992 г. компания выплатила дивиденды в размере 100 неденоминированных рублей на акцию. А недавно КамАЗ не остался без внимания чиновников Минимущества, выступивших с инициативой по принятию компаниями с госучастием прозрачных правил выплаты дивидендов. По их инициативе предприятие разработало положение о дивидендной политике. Как сообщила пресс-служба КамАЗа, в прошедшую пятницу совет директоров компании утвердил этот документ. Получить дополнительные комментарии в компании вчера не удалось. Но, как сообщил "Ведомостям" член совета, советник министра имущественных отношений Александр Бородин, документ принят на срок до 2010 г. По его словам, в положении записано, что размер дивидендов не может быть меньше 1 руб. на акцию. Таким образом, КамАЗ обязуется выплачивать акционерам не менее 785,75 млн руб. в год, поскольку предприятие эмитировало 785,75 млн обыкновенных акций. Аналитики в один голос говорят, что текущие и прогнозируемые финансовые результаты не позволяют акционерам КамАЗа рассчитывать на получение дивидендов. Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы указывает, что по итогам прошлого года рассчитанная по международным стандартам чистая прибыль КамАЗа составит около $2 млн, в 2004 г. прибыль ожидается на уровне $5 млн, а в 2005 г. - $10 млн. С ней соглашается и Дмитрий Виноградов из Brunswick UBS. Он прогнозирует, что в ближайшие годы КамАЗ вряд ли сможет существенно повысить собственную рентабельность и изыскать средства на выплату дивидендов в заявленном объеме. "Непонятно, из каких средств компания собирается платить дивиденды", - недоумевает Сахнова. По ее словам, для КамАЗа разумней было бы прописать в дивидендной политике процент чистой прибыли, который компания обязуется ежегодно направлять на выплаты акционерам. "Компания показывает заботу об акционерах, но дивиденды платить не собирается", - резюмирует Виноградов. Источник, близкий к руководству КамАЗа, признает, что принятая советом директоров дивидендная политика не оставляет акционерам шансов на получение дивидендов. По предварительным оценкам предприятия, в 2003 г. его чистая прибыль составила около 92 млн руб. , а в 2004 г. планируется на уровне около 140 млн руб. "Скорее всего, по итогам 2003 г. дивиденды не будут выплачиваться", - заявил собеседник "Ведомостей". Бородин из Минимущества отказался пояснить, зачем совету директоров КамАЗа понадобилось одобрять столь экзотическую дивидендную политику. Представитель ЕБРР Ричард Уоллес не смог прокомментировать дивидендную политику автозавода. "Мы пока не изучили этот вопрос", - говорит он. Впрочем, он напоминает, что ЕБРР акции КамАЗа достались в результате реструктуризации долгов автозавода и при этом банк вовсе не рассчитывал на получение дивидендов.
|