30.01.2004

Бесплатного станет меньше. Вице-премьер Яковлев зовет Европу строить россиянам дороги и квартиры



Татьяна РЫБАКОВА

Вице-премьер Владимир Яковлев рассказал в среду представителям европейской общественности о транспортной стратегии России и развитии ипотеки. Основным вектором движения государства по обоим направлениям станет уменьшение "бесплатных пряников". Большей части россиян придется забыть о том, что квартиры можно было получать, а в транспорте - не платить за проезд. А государство обещает взять на себя обязанность сделать жилье доступным, транспорт комфортным, а дороги хорошими.

Правительство так настойчиво звало иностранных инвесторов поучаствовать в строительстве транспортной инфраструктуры и ипотечном кредитовании, что проняло европейских бизнесменов. Представительство ЕС в Москве позвало к себе вице-премьера Владимира Яковлева, чтобы он рассказал членам Европейского делового клуба об этих секторах рынка поподробнее.

Вице-премьер постарался, но большого энтузиазма у европейских бизнесменов не вызвал. В основном потому, что решения основных проблем, тормозящих приход инвесторов, еще нет. Зато российским гражданам пора привыкать к мысли, что бесплатного становится меньше.

Бесплатное жилье кончается

Социологические опросы показывают, что 77% граждан хотели бы улучшить свои жилищные условия, заявил вице-премьер Владимир Яковлев. Из них 20% уже имеют жилье, продав которое могли бы получить часть необходимых средств. "В собственности находится 69% жилья на общую сумму порядка $50 млрд, - сказал Яковлев. - Значит, для ипотеки есть огромный по объемам рынок". По его словам, ипотека в России существует уже 12 лет, но пока "дикая", а с точки зрения нормального рынка - и вовсе "механизм, лишь похожий на ипотеку".

Сдерживают развитие этого рынка те 57% населения, которые не имеют средств для начального взноса. Но и им получить бесплатное жилье станет труднее. Сегодня, по словам Яковлева, право на бесплатное получение жилья имеют 49 категорий граждан: от ветеранов войн до "чернобыльцев". Госстрой уже объявил, что после выборов президента хорошо бы эти категории пересмотреть. Заявление Яковлева о том, что пока никто категории очередников не пересматривает, успокаивает мало. Тем более что 30% из них не в состоянии даже участвовать в "социальной ипотеке", где государство или работодатель дают субсидию, так как получают зарплату около или ниже прожиточного минимума.

Сдерживает развитие ипотеки и невозможность внести купленную квартиру в нормальный залог: сегодня закон не позволяет выселять граждан из единственного жилья. Лазейка в виде переселения их в более дешевое жилье с площадью "по санитарным нормам" (т.е., 8 кв.м на человека) не работает: жилье "для бедных" надо еще построить.

Теперь, по словам Яковлева, готовятся поправки в Гражданско-процессуальный кодекс и другие законы, отменяющие это положение. "Мы подготовили к заседанию правительства 15 февраля 32 поправки в законодательство, которые снимут недоверие банков к заемщикам и недоверие населения к банкам", - заявил Яковлев.

Кроме проблемы залога, по его мнению, у ипотеки есть еще два основных "узких места": это большие транзакционные издержки и гарантия возврата средств.

Квартиру можно будет купить по кусочкам

Гарантии возврата средств необходимы не столько банкам, умеющим хитрыми схемами и большими процентами по кредиту ограждать себя от убытков, а самим гражданам, когда на рынок придут ипотечные ценные бумаги.

Схема выпуска этих бумаг предположительно будет такой: банк выпускает ценные бумаги (облигации) на сумму выданных ипотечных кредитов. Во всех странах подобные бумаги поступают на свободный рынок. Граждане, желающие купить квартиру, но не имеющие на это в данный момент средств, могут накопить достаточное для первого взноса количество таких бумаг. Это удобнее, чем копить деньги: бумаги обеспечены реальным жильем, и их стоимость привязана к цене недвижимости.

В России для выхода бумаг на свободный рынок нужны поправки в законодательство: в первую очередь в закон о банкротствах. Предлагается выводить такие бумаги из конкурсной массы при банкротстве банка: ведь "плохой" банк никак не влияет на качество самого жилья, являющегося обеспечением облигаций. Правда, такой механизм идет во вред вкладчикам банков, которым оставшихся активов вряд ли хватит для компенсации. Так что теперь государству предстоит решить, кого защищать в первую очередь: вкладчиков или инвесторов в ипотечные облигации. Судя по словам Яковлева, выбор делается в пользу инвесторов, но свое слово еще должна сказать Госдума.

Платные дороги

Любителям езды с ветерком придется раскошелиться. Сейчас, по словам вице-премьера, автомобильных дорог не просто не хватает: к 11 городам-"миллионникам" практически невозможно подъехать без пробок. Особенно актуальна эта проблема для Москвы, где проблемой уже стало не только выехать на дачу в выходные, но и добраться до аэропортов. Яковлев заявил, что для рассмотрения на правительстве уже подготовлена программа строительства автодорог. Объем огромный: сегодня Россия имеет 900 тыс. км дорог, а нужно еще 1,5 млн км. Решить эту проблему своими силами, учитывая необходимость строительства мостов и тоннелей, бюджет не в силах. Поэтому, сказал Яковлев, с 2005 года будут привлекаться кредиты международных финансовых организаций.

Однако без частных денег не обойтись. На популярных перегруженных направлениях придется строить платные дороги-дублеры. "Это непопулярное решение, они никому в мире не нравятся, но без них не обойтись", - считает Яковлев.

Частные инвестиции могли бы пойти и в строительство железных дорог. Например Байкало-Амурская магистраль (БАМ), по словам вице-премьера, до сих пор загружена на 20-30%. Делу могли бы помочь поперечные ветки до месторождений угля и меди. Инвесторы готовы вложить деньги в такие дороги при условии получения месторождений в концессии. Но пока закона о концессиях нет, и когда он будет, неизвестно. Судя по репликам зала, большинство собравшихся европейских бизнесменов мечтали услышать от вице-премьера ответ именно на этот вопрос - но так и не услышали.

И не менее платные автобусы

С населением решать вопросы оплаты гораздо легче. Например, городской общественный транспорт дотируется у нас до 80%. А в развитых странах - на 20-30%. У нас мешают льготники - вернее, отсутствие нормального механизма компенсации их провоза транспортным предприятиям. А так как местные бюджеты, обязанные выдавать эту компенсацию, предпочитают выдавать имеющиеся крохи "своим" муниципальным предприятиям, в общедоступные пассажирские перевозки трудно заманить коммерческие фирмы.

По словам Яковлева, проблему будут решать по принципу: бюджет оплачивает только те льготы, на которые есть деньги. Но так как бюджетом не обеспечено более двух третей обязательств, понятно, что число льготников сократится.

Механизм может быть разным: либо деньги будут идти транспортникам, либо организациям, чьи работники имеют право на бесплатный проезд, чтобы они покупали проездные, либо самим льготникам. "Водителю все равно, кто платит - пассажир или бюджет", - говорит Яковлев. В этом году подобный механизм хотят отработать на военнослужащих и приравненных к ним лицам (это милиционеры, таможенники и проч.): по оценке экспертов, только в московском метро они составляют около трети пассажиров.

Источник: Известия