30.01.2004


Розничные продажи сладких газированных напитков в 28 крупнейших городах России



Данные за 2002 год (период декабрь 2001-ноябрь2002) и за 2003 год (период декабрь 2002-ноябрь 2003).
(В данном обзоре НЕ учитываются продажи газированных соков, газированных напитков с содержанием сока, минеральной воды, энергетических напитков).

Розничные продажи сладких газированных напитков увеличились за рассматриваемый период 2003 года на 8,6% по объему и 20,4% по стоимости по сравнению с 2002 годом. Тогда как в прошлом году рост по сравнению с 2001 годом составил 21,8% в объемном и 38,4% в денежном выражении.
Наибольшие объемы продаж по данным за 2003 год приходятся на напитки со вкусом лимона - 32,8%. Напитки со вкусом колы занимают 26,5% в объеме продаж, апельсина - 10%, с различными фруктовыми вкусами (кроме апельсинового) - 16,3%.
На 25% в натуральном и на 37,5% в стоимостном выражении в 2003 году увеличились продажи кваса.
По-прежнему популярными остаются известные еще с советских времен марки газированной воды "Колокольчик", "Дюшес", "Буратино", "Байкал". Совокупная доля перечисленных марок, произведенных различными компаниями, в физическом объеме продажах газированных напитков на территории 28 крупнейших городов России составила в 2003 году 13%.
За 2003 год по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году на 26,3% в натуральном и на 41,9% стоимостном выражении возросли продажи газированных напитков в жестяных банках. Доля баночных напитков составила в 2003 году 3,6% в физическом и 7,4% в денежном объеме продаж. Наибольшую долю продаж (94,5% по объему и 89,4% по стоимости) имеют напитки в пластиковых бутылках. Из них половина - бутылки объемом от 1 до 1,5 литров.
По данным за 2003 год совокупная доля компаний Coca Cola и Pepsi Cola на российском розничном рынке газированных напитков составляет 51,4% по объему и 72% по стоимости. Среди российских производителей по объему продаж в 2003 году лидируют компании (перечислены по алфавиту): "Слимкомпани" (марки: KS, Hi Line, "Хочу"); "Мастер" ("Мастер", RС, "Морс"); "Очаково" (Juice-Tim, "Ах!", "Веселый кактус", "Очаково"); "Ранова" ("Морс", "Ранова"); "Элис" (Alice, Solo, "Лето"). Совокупная доля данных компаний составила в 2003 году 12,4% рынка по объему и 7,4% по стоимости.

Каналы продаж газированных напитков на территории 28 крупнейших городов, физический объем продаж, %:

 

дек01-ноябрь02

дек02-ноябрь03

Магазины смешанного типа

12,0

11,3

Супермаркеты

6,0

7,0

Продуктовые магазины

51,8

51,7

Киоски

20,4

19,0

Открытые рынки

9,8

11,0