Blockbuster не прижился в ГонконгеРебекка Бакман ГОНКОНГ - Американская корпорация Blockbuster, крупнейшая в мире компания видеопроката, уходит из Гонконга, не выдержав конкуренции со стороны пиратских DVD и дешевых компактов. Компания сообщила, что к середине 2005 г. закроет все 24 пункта проката, принадлежащих ей в Гонконге. Blockbuster, подразделение корпорации Viacom, пришла в Гонконг в 1999 г. , купив сеть видеопрокатов у компании KPS. Руководство компании рассчитывало использовать Гонконг в качестве стартовой площадки для дальнейшего проникновения на огромный всекитайский рынок, рассказывает Майкл Вон, директор по маркетингу в гонконгском отделении Blockbuster. Тем не менее теперь руководители компании объявили, что китайский рынок "не в состоянии обеспечить прогнозировавшийся уровень доходов с инвестиций", а потому приняли решение вложить финансовые средства компании в другой рынок. По словам Вона, к этому решению их подтолкнули два фактора: изобилие дешевых видеозаписей, многие из которых - пиратские, и "зрительские привычки" китайской аудитории. Из расположенных в Гонконге пунктов проката семь Blockbuster уже закрыла, а остальные будет закрывать постепенно, по мере истечения сроков аренды помещений. По словам Рэнди Харгроува, представителя Blockbuster в штаб-квартире корпорации в Далласе, компания по-прежнему работает на ряде рынков, где проблема видеопиратства остается весьма острой, - скажем, на Тайване, в Таиланде или Мексике. А потому в качестве основной причины ухода из Гонконга Харгроув назвал высокие операционные расходы. Тем не менее не секрет, что, несмотря на многочисленные акции по борьбе с пиратами, гонконгский потребитель по-прежнему в состоянии купить DVD или видео-CD (VCD) с записями последних голливудских фильмов гораздо дешевле, чем стоит прокат такой записи в пункте проката Blockbuster. Дешевые записи поступают в Гонконг главным образом с территории континентального Китая. Записи на VCD, не особо распространенных в Соединенных Штатах, в отличие от DVD можно делать на обычном персональном компьютере. Банковский клерк Фердинанд Санчес живет по соседству с одним из пунктов проката Blockbuster, в плотно застроенном районе Гонконга - Ваньчай. По его словам, он часто берет у своего босса видеозаписи новых фильмов после того, как тот съездит в командировку в Китай. А вот в минувшую субботу толпы людей, в том числе и сам Санчес, осаждали тот самый пункт проката Blockbuster в районе Ваньчай. Компания устроила распродажу, и местные жители обнаружили, что цены на лицензионные видеозаписи наконец-то оказались вполне сопоставимыми с ценами уличных торговцев. Гонконгские пираты продают записи на DVD по $2,5, а на VCD - по $0,6. "Люди не хотят брать видеозаписи напрокат, поскольку VCD можно приобрести за мизерные деньги, - объясняет инженер Алвин Мак, заглянувший в пункт проката Blockbuster на распродажу. - Я могу выйти на улицу и не брать напрокат, а попросту купить любой VCD". Надо сказать, что манера потребителей покупать видеозаписи, а не брать их напрокат доставляет компании немало забот и в самих Соединенных Штатах, где Blockbuster принадлежит 5500 пунктов проката. Сегодня корпорация проигрывает таким компаниям, как Best Buy и Wal-Mart Stores, торгующим DVD с большими скидками. (WSJ, 2. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)
|