04.02.2004

Миниатюрная война. КПК теснят ноутбуки



Роман Дорохов
Ведомости

         Карманные персональные компьютеры (КПК) пользуются в России все большей популярностью и потихоньку начинают вытеснять с рынка обычные ноутбуки, говорят продавцы электроники. С другой стороны, самим КПК угрожают смартфоны - гибриды компьютера и мобильного телефона. Впрочем, последние пока еще слишком дороги, чтобы конкурировать с КПК на равных.

        Рынок портативных компьютеров в России быстро растет, хотя его абсолютные размеры пока относительно невелики. По данным группы SmartMarketing, в 2003 г. продажи КПК в России составили 131 030 штук - на 62% больше, чем в 2002 г. По оценке менеджера по связям с общественностью "Белого ветра" Ольги Пьяновой, объем отечественного рынка КПК в прошлом году составил $52 млн.

        Значительный рост продаж миниатюрных компьютеров, или, как их называют в народе, наладонников, Пьянова объясняет техническим совершенством последних моделей, по функциональным возможностям практически сравнявшихся с ноутбуками. Пьянова говорит, что КПК потеснили ноутбуки, продажи которых в отсутствие более дешевых и компактных конкурентов были бы выше. "Сегодня при выборе "помощника" в дорогу пользователи все чаще рассматривают КПК как альтернативу ноутбуку", - говорит она.

        "Белый ветер" оценивает продажи ноутбуков в России в 2003 г. в $380 млн, или 280 000 единиц (за год рост их продаж в штуках составил 67% ). Аналитическая компания IDC приводит несколько иные данные - по оценкам ее экспертов, объем рынка ноутбуков в нашей стране превысил в прошлом году 200 000 штук, а ежегодный прирост составил 77,5%.

        "У КПК есть ряд преимуществ перед ноутбуками - компактность, надежность, более длительный режим работы без подзарядки, - говорит Кирилл Лубнин, пресс-секретарь сети салонов сотовой связи Dixis, торгующей КПК. - Наладонникам немного вредит стереотип, что они представляют собой что-то вроде упрощенных ноутбуков".

        "Многие действительно покупают наладонник вместо ноутбука", - согласен с ним Александр Зудин, старший вице-президент группы компаний Paragon Software, разрабатывающей программы для портативных компьютеров. Однако он добавляет, что сами КПК теснят мобильные телефоны и в особенности смартфоны. По данным SmartMarketing, в 2003 г. на смартфоны пришлось 6% всех продаж мобильных электронных устройств в России.

        А вот сборщики персональных компьютеров считают, что КПК не составляют конкуренцию ноутбукам, а даже наоборот, стимулируют продажи последних. "Очень часто КПК покупают как сопровождающее устройство для ноутбука или персонального компьютера, - говорит начальник отдела маркетинга Rover Computers Андрей Андреев. - Без КПК продажи ноутбуков росли бы куда медленнее".

        "Ноутбук - это компьютер, а КПК - небольшой ежедневник", - вторит ему Александр Панько, начальник отдела маркетинга "НКА-Групп", производящей ноутбуки под маркой iRU. Он уверен, что КПК вскоре сдадут свои позиции на российском рынке смартфонам, как это сейчас происходит на Западе. Так же думает и аналитик IDC по рынку КПК Давид Давтян. "Лет через пять рынок КПК сильно сократится в пользу смартфонов, - говорит он. - Этого не происходит сейчас только из-за высокой стоимости смартфонов". Средняя цена "умных" телефонов превышает $500, в то время как большинство КПК стоят дешевле $300.



Источник: Ведомости.
.