Интервью : Владимир Григорьев, заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций"Россия может начать экспорт печатной продукции" Сколько в России государственных типографий? Всего в стране работает порядка 6 тыс. типографий. 65 из них, то есть немногим больше 1%, являются федеральной собственностью. 30 представляют собой предприятия системы децентрализованной печати, предназначенные для одновременного выпуска общероссийских газет в разных регионах страны, 20 это книжные типографии, остальные сочетают разные виды производства. По мощностям федеральные предприятия составляют примерно половину потенциала российской полиграфии. Значительная часть российских типографий это районные и городские типографии, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Какая часть оборудования этих типографий нуждается в модернизации? Порядка 20% типографий до сих пор не знают, что такое офсетная печать. Из типографий, которые работают по технологии офсетной печати, 80% имеют оборудование, которое уже и морально, и физически устарело. Новые полиграфические технологии computer-to-plate, computer-to-print в первую очередь появляются, конечно, в частных типографиях. И сколько понадобится денег на то, чтобы эти типографии удовлетворяли современным требованиям рынка? Скажу так: у России есть все возможности не только для того, чтобы прекратить импорт полиграфической продукции, но и для того, чтобы начать ее экспортировать. Нужно учитывать, что полиграфические машины очень сложные, они производятся под заказ. И те немногие компании, которые их производят, охотно идут на различные финансовые схемы: например, 25-30% аванса, остальная стоимость покрывается уже из бизнеса. И это нормальная схема модернизации полиграфического рынка в стране. Поэтому для приобретения полиграфического оборудования с целью создать в России конкурентоспособное по европейским меркам производство необходимо $600-700 млн. А для начала институционального преобразования индустрии достаточно порядка $150-170 млн... ...И приватизация гостипографий? Приватизация часть концепции институционального преобразования всех значимых федеральных предприятий полиграфической промышленности, подготовленной Минпечати. Концепция базируется на нескольких принципах. Во-первых, нельзя ни в коем случае сохранять статус-кво, необходимо провести стопроцентное акционирование; во-вторых, нельзя продавать полиграфические предприятия без гарантии сохранения на них полиграфического производства. У страны есть уже печальный опыт типографий Воениздата и Внешторгиздата. Все они были выкуплены на обычных аукционах, немедленно перепрофилированы и сейчас используются как объекты недвижимости. По нашему проекту предполагается весь комплекс полиграфических предприятий разделить на четыре-пять интегрированных структур, которые, во-первых, не нарушали бы антимонопольного законодательства и не контролировали бы ни в одном сегменте более 35% рынка, во-вторых, конкурировали бы друг с другом. Нужно создать достаточно привлекательную для инвестиций систему, при которой можно было бы подтягивать как инвесторов федерального уровня, так и небольшие региональные компании. Цель создать такие структуры, которые бы обеспечили рынок диверсифицированными полиграфическими услугами и смогли отобрать у зарубежных печатников все российские заказы. По какому принципу будут формироваться эти структуры? Это будет обсуждаться. Даже внутри Минпечати есть две позиции. Один принцип разделить предприятия по их специализации, то есть создать книгопечатное объединение, объединение предприятий газетной печати и так далее. Второй принцип формировать смешанные структуры. В каждом сегменте рынка случаются свои взлеты и падения, и такие укрупненные компании могли бы переживать любые колебания за счет диверсификации выпуска печатной продукции. Когда реально может начаться акционирование типографий? Сейчас уже идет акционирование 52 предприятий, аукционные продажи активов начнутся в следующем году, полностью завершиться процесс должен в 2006 году. Однако уже сейчас в некоторых регионах по поводу приватизации федеральных типографий нагнетается истерия: дескать, передают предприятия в чужие руки, они перестанут быть полиграфическими, отдайте их нам. Для истерики нет никаких оснований. Идет процесс смены формы собственности, а собственник остается тот же государство. Что же касается дальнейшей реализации пакетов акций, то нам представляется, что главными стратегическими инвесторами могут выступить крупные издательские дома либо пулы, образованные ими. Для того чтобы процесс приватизации вернул в Россию заказы, которые сегодня уходят за рубеж, необходимо также предусмотреть некоторые таможенные изменения. Существуют таможенные льготы на ввоз готовой печатной продукции. Пока в стране нет предприятий, готовых предложить адекватные услуги издателям, эти льготы трогать нельзя. Но как только услуги появятся, мы должны будем ввести нормальную пошлину на ввоз отпечатанных газет и журналов, одновременно снизив пошлины на ввоз полиграфических материалов, не производимых в стране, и нового оборудования для печати. Именно нового нам бы не хотелось, чтобы страну превратили в свалку старых типографских машин. И какой величины пакеты акций планируется продать частным инвесторам? По этому вопросу будет решение правительства, оно будет принято к концу года. Государству в принципе нет нужды оставаться в полиграфической промышленности. Может быть, за исключением трех-четырех казенных типографий для нужд Минфина, Минобороны и спецслужб. Какой объем инвестиций может привлечь приватизация? Как я уже говорил, в идеале порядка $600-700 млн. Интервью взял КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ Источник: КоммерсантЪ |