На рынке чая развиваются премиальные сегменты. Россия и 24 городаПо оценкам ACNielsen, объем продаж упакованного чая в России вырос в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 8% в натуральном выражении и на 27% - в рублевом. Точно такая же ситуация наблюдается и в 24 крупнейших городах России. При этом продажи чая в пакетиках возросли в 24 городах на 37% в натуральном и на 43% в стоимостном выражении по сравнению с прошлым годом. Продажи чая, упакованного в коробки, банки или пакеты, развиваются гораздо меньшими темпами, увеличившись только на 1,7% по объему и на 16,6% по стоимости. Активное развитие сегмента пакетиков является одной из причин общей тенденции удорожания категории чая (средняя цена на чай продолжает расти и составляет 215 руб/кг в ноябре 2003 года по России и 254 руб/кг в 24 городах) Доля пакетированного чая в продажах чая в 24 городах увеличилась в натуральном выражении с 20,8% в ноябре 2002 до 24,9% в ноябре 2003 года, в России – с 16,4% до 19,8%, соответственно. В денежном выражении доля пакетиков составляла в ноябре 2002 года в 24 городах 42,5%, в России - 35,8%, в ноябре 2003 года - 45,8% и 39,4%, соответственно. Выросла доля рынка зеленого чая: в 24 городах в натуральном выражении она увеличилась с 4,6% в ноябре 2002 года до 6,7% в ноябре 2003, в России за те же периоды - с 3,9% до 5,1%. Данный рост произошел за счет черного чая, а именно неароматизированного черного. Его доля сократилась с 88,3% до 84,9% в 24 городах и с 90,4% до 88,4% в России. Физические объемы продаж зеленого чая в 24 городах увеличились за год декабрь02-ноябрь03 по сравнению с предыдущим годом более чем в полтора раза, а объем продаж в рублях - более чем в два раз Также наблюдается тенденция роста доли зеленого и фруктового чая в пакетиках.
Как видно из приведенной выше таблицы, наблюдается устойчивое падение доли экономичных марок и рост доли среднеценового и премиального сегментов, куда входят «нетрадиционные» виды чая – зеленый, фруктовый, черный ароматизированный. Премиальные сегменты рынка имеют наиболее высокую долю в Центральном регионе, а также в крупнейших городах – Москва, Екатеринбург, и др. По сравнению с 24 крупнейшими городами, рынок городской России несколько отстает по степени развития премиального сегмента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||