Автомобили GM станут дешевле для афроамериканцевЛи Хоукинс General Motors (GM) удалось во внесудебном порядке договориться с чернокожими клиентами, обвинившими автоконцерн в дискриминации покупателей по расовому признаку. Афроамериканцы согласились отозвать судебный иск в обмен на обязательство GM снизить ставки по кредитам на покупку автомобилей. Никакой денежной компенсации недовольным покупателям компании выплачивать не придется. Финансовое подразделение General Motors договорилось со своими афроамериканскими клиентами. Они подали на компанию в суд, утверждая, что получают кредиты на покупку автомобилей на менее выгодных условиях, чем белые. В 1998 г. группа чернокожих американцев из штата Теннесси подала против финансового подразделения автоконцерна - General Motors Acceptance (GMAC) - иск в суд Нэшвилла, заручившись предварительно разрешением суда выступать от имени всех афроамериканцев страны. Адвокаты истцов утверждали, что дилеры GM повышали годовые ставки на кредиты при покупке автомобилей, которые получали чернокожие клиенты, чаще и охотнее, чем на кредиты для белых. Истцы требовали устранить эту дискриминацию и обязать дилеров GM выдавать кредиты клиентам на одинаковых условиях вне зависимости от цвета кожи. GMAC разрешает своим дилерам повышать эти ставки в качестве компенсации за оформление кредита. Базовая ставка компании составляет 8% , но согласно законодательству большинства штатов дилеры могут повышать ее до 11% в зависимости от условий кредита. Клиентам о повышении ставок они сообщать не обязаны. Слушание дела должно было начаться на следующей неделе, но GMAC удалось урегулировать спор с чернокожими истцами во внесудебном порядке. Компания не согласилась с тем, что ее дилеры ущемляют права афроамериканских клиентов. Вместе с тем GMAC пошла им навстречу и понизила лимит процентной надбавки, которую дилеры вправе добавлять к кредиту с 3% до 2,5%. Кроме того, отныне компания будет информировать клиентов о том, что окончательную ставку определяют дилеры и она не является фиксированной. Также GMAC пообещала выделить $1,6 млн с целью "улучшения качества услуг, предоставляемых клиентам финансового подразделения". Компания не собирается предлагать денежной компенсации тем афроамериканцам, которые подали иск, хотя среди них есть и сотрудники GM. Наконец, GMAC предложит в течение пяти лет 1,25 млн чернокожим и испаноязычным американцам кредиты на покупку автомобиля без дилерской процентной надбавки. По какому принципу компания собирается их выбирать, окончательно еще не ясно. Но, по словам представителей GMAC, среди первых, кто сможет купить таким образом автомобиль, будут афроамериканцы, уже получавшие с 1989 г. кредиты от компании. Юрист National Consumer Center Стюарт Россман, представлявший интересы истцов, говорит, что достигнутая договоренность позволит сэкономить клиентам до $60 млн в год. "Сокращение лимита является очень важным фактом, - говорит он. - Это выгодно всем клиентам компании". Россман утверждает, что теперь уровень дискриминации снизится. А адвокат GMAC Грегори Мерримэн заявил, что "условия достигнутого соглашения соответствуют принципам честной конкуренции и в то же время позволяют потребителям получать всю необходимую информацию о финансировании покупки автомобилей". Впрочем, эти договоренности GM с чернокожими клиентами еще должен одобрить суд. GM - не единственная американская компания, столкнувшаяся с обвинениями в расовой дискриминации. В прошлом году Nissan Motor Acceptance, финансовое подразделение Nissan Motor в США, достигло аналогичной договоренности с адвокатами недовольных кредитными ставками афроамериканцев, в результате чего дилерский лимит снизился до 3%. А другие автомобильные концерны решили не дожидаться подобных исков. Например, на прошлой неделе финансовое подразделение Toyota Motor в США начало подробно информировать своих клиентов о тех условиях, на которых ее дилеры предоставляют кредиты. Представители Национальной ассоциации автодилеров уже приветствовали это нововведение и заявили о том, что "так неплохо бы работать всем дилерским компаниям США". (WSJ, 11. 02. 2004, Николай Буланов)
|