18.02.2004

Чешское правительство разводится с "Боингом"



Страх властей Чехии перед "друзьями с Востока" и наивные представления об "американском спасителе" обойдутся налогоплательщикам в сотни миллионов долларов. Такова цена решения правительства продать долю в предприятии по производству самолетов американскому концерну "Боинг". Принималось оно еще в 1997 году кабинетом министров Йозефа Тошовского. Однако его реальные последствия становятся очевидны только сейчас.

К 1997 году крупнейший в мире производитель учебных самолетов - чешский завод "Аэро Водоходы" - был в сложной финансовой ситуации. Долги, превышавшие 100 млн долларов, поставили предприятие на грань банкротства. Тогдашний министр промышленности и торговли Карел Кинл был убежден, что "Аэро Водоходы" необходимо сохранить. Хотя бы потому, что как минимум в четырех странах - Египте, Таиланде, Тунисе и Бангладеш - никто, кроме этого завода, не был в состоянии обеспечить сервисное обслуживание учебных самолетов L-39. Кроме того, тогда на всех парах развивался проект производства боевых истребителей L-159. Именно этот самолет, по мнению специалистов, должен был обеспечить реформирование ВВС Чехии под стандарты НАТО.

Одним из наиболее серьезных участников переговоров о приватизации "Аэро Водоходы" была чешская фирма Chemapol. Однако эту компанию подвели "хорошие контакты на Востоке". Отказано было и представителям западноевропейских концернов.

В итоге было принято решение пригласить в состав учредителей "Аэро Водоходы" американский "Боинг", который за 25 млн долларов купил 35,3% акций и право полностью определять политику менеджмента (три члена правления фирмы из пяти назначались "Боингом"). Правительство рассчитывало, что руководство "Боинга" выполнит свои обещания открыть для новых чешских истребителей рынки в других странах. И пошло на огромный, но по тем временам, казалось, оправданный риск - выдало гарантийные обязательства под кредиты, которые "Аэро Водоходы" взяли у банковского консорциума. Общая сумма кредитов и облигационных займов составляет 500 миллионов долларов. В июне 1997 был подписан контракт на поставку 72 самолетов L-159 чешским ВВС. Стоимость контракта - около 1 млрд долларов.

Но ни одного покупателя самолетов L-159, кроме чешской армии, так и не нашлось. За 6 лет ни Словакия, ни Кения, ни обещанная американским послом Индия не приобрели ни одного самолета. О поддержке развития проекта L-159 чешские руководители разговаривали сначала с руководством "Боинга", потом с Колином Пауэллом, Дональдом Рамсфелдом, Диком Чейни, и наконец премьер Владимир Шпидла затронул вопрос об истребителях на встрече с Джорджем Бушем. Все поддержку обещали, но продажи с места не сдвинулись. На тендере в Греции против L-159 "Боинг" выставил собственные самолеты.

Сейчас против "Аэро Водоходы" начала играть и сама армия Чехии. Выяснилось, что для выполнения обязательств страны перед союзниками по НАТО 72 самолета не нужны. Хватит и 24. Остальные армия пытается продать. Где? Там же, где и "Аэро Водоходы", - на рынках "третьих стран".

Над дальнейшим участием "Боинга" в чешском проекте начали сгущаться тучи. "Аэро Водоходы" не в состоянии рассчитываться по взятым на себя обязательствам, гарантии по которым несут де-факто чешские налогоплательщики. Стоимость имущества "Аэро Водоходы" составляет 2,7 млрд крон, при этом убытки превышают 12 млрд крон.

Правительство твердо решило расстаться с "Боингом". Но оказалось при этом в сложной ситуации: как реализовать свой план и не ухудшить отношения с США. Вице-премьер Богуслав Соботка получил трудновыполнимое задание: провести переговоры таким образом, чтобы условия расставания были приемлемыми как для правительства, так и для "Боинга", а главное - не нарушили хорошие отношения с Вашингтоном. Скорее всего вопрос будет в цене компенсации: "Боингу" вернут вложенный им миллиард, государство выплатит за "Аэро Водоходы" в этом году 3 млрд крон, а в следующем - 6 млрд и получит обратно треть принадлежавших "Боингу" акций. Их же потом правительство будет пытаться продать новому инвестору.

Источник: Известия