Российский футбол выходит на рекламное полеВ распоряжение Ъ попал проект нового регламента аккредитации представителей СМИ на турниры, проводимые под эгидой Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), в частности на матчи чемпионата страны. Как следует из документа, РФПЛ, ссылаясь на необходимость упорядочения работы с журналистами, стремится совершенно к иному оттягиванию на себя части рекламных средств, получаемых СМИ, и введению цензуры в отношении футбольных публикаций. Документ состоит из двух частей собственно "Положения об аккредитации СМИ при РФПЛ и клубахчленах РФПЛ на матчи чемпионата России" и приложения к нему. "Положение..." в основном посвящено техническим деталям аккредитации сотрудников СМИ. По сравнению с ныне существующим порядком, когда для получения аккредитации чаще всего достаточно отправить на адрес пресс-службы клуба заявку в произвольной форме, правила допуска журналистов на матчи ужесточаются. Впрочем, не настолько, чтобы по этому поводу бить тревогу. Детально стоит изучить лишь отдельные пункты. Например, пункт 7 главы II гласит: "По решению руководства РФПЛ аккредитация может осуществляться за плату. В случае принятия решения о платной аккредитации ценообразование устанавливается руководством РФПЛ". Практически не вызывает сомнений, что в случае утверждения названного проекта соответствующее решение о плате за аккредитацию не заставит себя долго ждать. При этом РФПЛ не ограничивает себя никакими рамками цена может быть любой. Совершенно очевидно, что, взимая с журналистов плату за проход на стадион, в РФПЛ получат возможность отсеять в первую очередь небогатые издания, которые, по мнению руководства лиги, только мешают работать. Интересны и правила лишения СМИ аккредитации. Им посвящена целая глава. Аккредитация может быть отозвана в случае, если журналист допустит нарушение требований "Положения..." или если им будут "распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство РФПЛ и ее членов, что подтверждено вступившим в силу решением суда". Кроме того, пропуска на футбол можно лишиться, если в течение трех месяцев не освещать турниры, проводимые под эгидой РФПЛ. Ключевым местом приложения можно считать пункт 8 параграфа II, который гласит: "Обязательным условием аккредитации является подписание редакцией соглашения между РФПЛ и редакцией об аккредитации, являющегося неотъемлемой частью данного положения". Это самое соглашение и проливает свет на истинные цели РФПЛ. Например, пункт 2.1 гласит: "Редакция обязуется не размещать рекламные материалы о товарах и услугах в контексте с РФПЛ и ее членами, если рекламируемые товары и услуги находятся в конкурентной группе с товарами и услугами официальных партнеров и спонсоров РФПЛ и ее членов, а также информацию о компаниях, проводящих рекламные акции и учреждающих призы в связи с соревнованиями по футболу команд клубов премьер-лиги без согласования с РФПЛ". Помимо этого от СМИ требуется использовать в материалах полные названия турниров, проводимых РФПЛ. Иными словам, если завтра в название чемпионата России будет официально включено имя титульного спонсора, то писать просто "чемпионат страны" будет уже нельзя. Источник Ъ в футбольном руководстве считает, что за организацию такой постоянной рекламы РФПЛ возьмет со спонсоров гораздо больше, чем получает сейчас. Запрет же на рекламу товаров и услуг без согласования с РФПЛ в перспективе способен принести этой организации очень неплохие дивиденды. Ведь если редакция подписывается под соглашением, то теряет право на размещение рекламы из серии "компания такая-то представляет чемпионат России по футболу". И рекламодателям придется заключать отдельные договоры с РФПЛ. Во что это им обойдется, точно сказать сложно. Но если учесть, что постоянно освещающих футбол изданий в России несколько десятков, то речь идет об очень значительных суммах. Стоит отметить и другие пункты соглашения. К примеру, тот, что предписывает СМИ предоставлять по требованию РФПЛ фотоматериалы, полученные во время съемок соревнований под эгидой премьер-лиги. При этом о денежной компенсации за фотографии нет ни слова. Реакция на проект РФПЛ со стороны как представителей СМИ, так и некоторых футбольных клубов была предсказуемо негативной. Редактор отдела спорта "Газеты" Сергей Микулик заявил Ъ: "Считаю, что в подобной ситуации журналисты, освещающие футбол, обязаны проявить дух корпоративности и солидарности против очевидной глупости и просто не принимать навязываемые правила игры". Генеральный директор московского клуба "Торпедо-Металлург" Юрий Белоус на просьбу Ъ высказать свое мнение о платной аккредитации ответил: "Полный бред, и я категорически против этого. Мне довелось побывать на футбольных чемпионатах мира, Европы, матчах Лиги чемпионов. И нигде журналисты не платят деньги за аккредитации". "Вообще на эту проблему надо смотреть в комплексе, отметил господин Белоус. Порой на матчах в ложе прессы можно видеть много левых господ, не имеющих к журналистике никакого отношения. А для журналистов необходимо создавать все условия для полноценной работы, ведь именно они помогают нашему российскому футболу, пропагандируя его. Но и взимать с них плату за посещение матчей абсурд". Остается добавить, что проект РФПЛ об изменении порядка аккредитации должен быть рассмотрен клубами до 18 апреля, после чего он будет вынесен на обсуждение совета РФПЛ. Если президенты 16 клубов, в него входящих, одобрят проект, положение вступит в силу. АФСАТИ Ъ-ДЖУСОЙТИ, ДМИТРИЙ Ъ-ВОСКРЕСЕНСКИЙ Источник: КоммерсантЪ |