25.02.2004

Бразилия в космосе



Вице-премьер Борис Алешин завершил визит в Бразилию, куда пытался продать российскую авиакосмическую технику. Идея состоит в том, чтобы получить за нее мороженое мясо, кофе, фрукты и тростниковый спирт. Приманкой служит также предложение отправить бразильского гражданина полетать вокруг Земли.

Сверхзадача вице-премьера Алешина состояла в том, чтобы уговорить бразильцев принять техническую помощь России в создании национальной ракеты космического назначения. Москва также заинтересована в строительстве на космодроме Алкантара стартового комплекса для украинской ракеты-носителя «Циклон-4» и в поставке из России вооружения и военной техники.
Параллельно чиновники активно обсуждали вопросы закупок Москвой бразильской сельхозпродукции: мяса, тростникового спирта, кофе, фруктов – судя по всему, в рамках все того же контракта на поставку ракет и истребителей.

Своего рода бартер. Поэтому в качестве группы поддержки вице-премьера сопровождали высокопоставленные представители Российского авиационно-космического агентства, Государственного ракетного центра «КБ имени Макеева» (Миасс), КБ транспортного машиностроения (Москва), Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, госкомпании «Рособоронэкспорт», авиационной холдинговой компании «Сухой», Российской самолетостроительной компании МиГ, группы компаний «Каскол» и КБ машиностроения (Коломна). Вся эта компания, как правило, сопровождает оборонного вице-премьера или другого государственного переговорщика в его зарубежных поездках, обычно не слишком коммерчески успешных.

До последнего времени Бразилия лишь однажды, в 1995 году, покусилась на закупку партии переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-1» производства Коломенского КБ машиностроения на сумму $10 млн. В марте этого года должны быть подведены итоги тендера на приобретение для бразильских ВВС 12 современных многофункциональных истребителей на сумму порядка $700 млн.

По контракту победитель тендера отвечает за создание сервисной инфраструктуры и подготовку летного и инженерно-технического состава.

Бразильцы дали россиянам понять, что в лидеры тендера вышел Су-35. Это, впрочем, вовсе не значит, что именно Россия победит. У Су-35 в Бразилии серьезные соперники. США, выставившие на тендер истребитель F-16, считают эту латиноамериканскую страну своей вотчиной. Другой соперник – французский Mirage. Эти государства делят сейчас в тендерном списке второе-третье места.

В Париже более всего озабочены тем, что Москва собирается помочь Бразилии в разработке национальной ракеты космического назначения Orion, которая будет стартовать с бразильского космодрома Алкантара (как шутят сейчас российские ракетостроители, вдарим российско-бразильскими Orion по европейской Ariane).

Но, судя по всему, опасения Франции не имеют под собой оснований. Бразилия, не имея достаточного количества денег на создание ракеты, планирует в 2015 году еще только приступить к этому делу. А помогать ей Москва подрядила КБ имени Макеева из Миасса – боевые морские ракеты РСМ-54 производства этой компании во время последних стратегических учений в России либо отказывались взлетать вообще, либо взрывались, так и не поразив цели.

Чтобы выиграть тендер по боевым самолетам, Москва решила сыграть на национальных чувствах бразильцев, предложив уже в конце этого года запустить на Международную космическую станцию (МКС) первого бразильца на российском корабле «Союз ТМА-5». Возможность стремительного взлета майора Маркуса Сезара Понтиса (так зовут будущего космонавта) в принципе не исключается, поскольку он с 1998 года проходил подготовку в NASA для полета на шаттле.

Старт был назначен на 2004 год. Но регулярные полеты американских челноков к МКС возобновятся не ранее 2005 года, и еще не факт, что бразильца немедленно отправят на орбиту.

Россия соблазняет Бразилию тем, что стоимость полета бразильского космонавта (а это порядка $12-14 млн) войдет в стоимость контракта на поставки Су-35.

Шансы на успех есть: на аналогичных условиях Москва в прошлом году продала 18 многофункциональных истребителей Су-30МКМ производства Иркутского авиазавода (корпорация «Иркут») в Малайзию на сумму $900 млн. Причем бразилец вполне может попасть на МКС раньше: в Малайзии только приступили к отбору кандидатов в космонавты.

Источник: Газета.RU