Lufthansa идет на посадкуНиколай Буланов Ведомости 2003 год оказался очень неудачным для немецкой авиакомпании Lufthansa. Ее чистые убытки составили рекордную величину с момента приватизации - 980 млн евро. Впрочем, львиная доля этих убытков является виртуальной. А аналитики уверены, что рост объемов глобальных авиаперевозок позволит Lufthansa успешно преодолеть спад. Lufthansa - один из крупнейших европейских авиаперевозчиков. В 2003 г. компания перевезла около 44 млн пассажиров. В среду немецкая Lufthansa объявила, что понесла по итогам 2003 г. чистые убытки размером 980 млн евро. Этот результат наихудший с момента приватизации компании в 1997 г. , и совет директоров Lufthansa решил не выплачивать дивидендов за прошедший год. Для сравнения: в 2002 г. немецкий авиаперевозчик получил чистую прибыль в 717 млн евро. Размер выручки, которую компания получила в 2003 г. , в Lufthansa пока не раскрывают, обещая обнародовать подробную информацию 25 марта. Представители компании объясняют убытки плохим состоянием отрасли, жесткой конкуренцией со стороны дискаунтеров, а также частичным списанием стоимости активов ее американского подразделения - группы LSG Sky Chefs. Она занимается поставками бортпитания на лайнеры Lufthansa, а также продает его супермаркетам и ресторанам. В прошлом году Lufthansa пришлось уменьшить стоимость ее активов на 800 млн евро. Впрочем, представитель Lufthansa отмечает, что убытки по этой строке являются виртуальными. Они никак не отразились на текущих показателях компании и не повлияют на ее работу в будущем. Тем не менее один из топ-менеджеров Lufthansa говорит, что компания может избавиться от LSG Sky Chefs и ведет по этому поводу переговоры "с рядом [заинтересованных] сторон". Это должно стать шагом на пути к восстановлению нормальной работы Lufthansa. В целом, несмотря на неудачный год, менеджмент Lufthansa положительно оценивает перспективы работы компании в 2004 г. И это объясняется не только возможной продажей LSG Sky Chefs. В 2003 г. Lufthansa удалось почти вдвое сократить чистую задолженность - примерно до 600 млн евро. Кроме того, в этом году компания ожидает роста объемов международных авиаперевозок. Это подтверждают и данные Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По ее прогнозам, объемы глобальных пассажирских авиаперевозок должны увеличиться в этом году на 7% , тогда как в 2003 г. они упали по сравнению с 2002 г. на 2,4%. Одновременно компания продолжит программу по реструктуризации. Так, она сократит к 2005 г. расходы на 1,2 млрд евро и собирается уволить около 2000 человек. Правда, этот вопрос еще необходимо согласовать с профсоюзами. Аналитики приветствуют эти планы и считают, что у Lufthansa действительно есть шанс догнать другие крупные европейские авиакомпании, такие как British Airways, которая демонстрирует значительно лучшие результаты. В 2003 г. британская компания получила чистую прибыль размером в $144 млн. Уве Вайнрайх из HVB напоминает, что в IV квартале Lufthansa получила операционную прибыль в 180 млн евро. "Это хороший признак", - говорит он. "Все указывает на то, что впереди рост [объемов перевозок]", - соглашается Клаус Линде из SES Research. (Использованы материалы FT, DJ. )
|