02.03.2004

"Оскар" впал в детство



Прошлой ночью по московскому времени в Лос-Анджелесе состоялась раздача "Оскаров". Неожиданностей не произошло: 11 статуэток из 11 возможных отхватил фильм Питера Джексона "Властелин колец: возвращение короля". Лучшей актрисой признана Шарлиз Терон за роль в картине "Монстр". Лучший актер в голливудской версии – Шон Пенн, сыгравший в "Таинственной реке". За сценарий наградили Софию Копполу ("Трудности перевода"). За роли второго плана – Рене Зеллвегер ("Холодная гора") и Тима Роббинса ("Таинственная река"). Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
       Все уж смирились с тем, что "Властелин" будет назначен лучшим фильмом года. Многие интеллектуалы нашли этому факту подходящие оправдания: все-таки Питер Джексон – приличный режиссер, да и фильм не тупой, очень даже милый, а при желании в нем можно найти подтексты и глубины. Радоваться мешает только одно обстоятельство – какая-то унылая запрограммированность всех решений академии.
       Ну кто хоть на йоту сомневался, что лучшей актрисой будет признана Шарлиз Терон. Да, мы преклоняем колена: девушка основательно изуродовала себя для роли в "Монстре". Я готов даже поздравить неврастеничного Шона Пенна, который так психовал, что грозился не прийти на церемонию. А чего нервничать? Ну уступил бы он "Оскара" Джуду Лоу – что бы от этого изменилось? Ни тот ни другой не открыли новых горизонтов, хотя актеры оба превосходные. Я уж не говорю про обожаемую мною Рене Зеллвегер. Она была действительно смешна и хороша в "Чикаго", но "Оскара" не получила, а в "Холодной горе" комикует, играет на одной ноте, и таких "ролей второго плана" и даже лучше я мог бы назвать в фильмах прошедшего года с два десятка.
       Но академиков не интересует истина, которой, как они знают, все равно не существует. Их интересует то, что называют "атмосферой", и то, чтобы раздать долги тем, кого считают в киносообществе nice people. Поэтому призы вручаются не за что-то действительно новое, а за прошлые заслуги либо (случай Шарлиз Терон и прошлогодний – с Николь Кидман) за нарощенный нос, живот, что следующее?
       Все эти приятные люди собрались на церемонии. Одни были "вручантами": Кэтрин Зета-Джонс, Сюзен Сарандон и та же Николь Кидман, другие – "получантами". Предсказуемость наград компенсировалась импровизациями на сцене, но даже они были разыграны по одному и тому же сценарию. "Шон? Шон!" – кричала Николь. "София! София!" – вторила ей Сарандон, обращаясь уже к Софии Копполе. Последняя, так же как и Шон Пенн, забыла взять вместе со статуэткой бумажку-сертификат. А Шарлиз Терон, поблагодарив всех-всех, от мамы до юриста, как выяснилось, кого-то все же забыла и долго в кулуарах сетовала. С другой стороны, чего еще ждать от этого праздника жизни? Они веселились, как дети, и в этом смысле сказочный "Властелин колец" стал идеальным выбором.
       Награды за иностранный фильм – еще одно яркое свидетельство голливудской инфантильности. Сначала из конкурса убрали все, что достойно хоть какого-то внимания,– от немецкой комедии "Гудбай, Ленин" до русской драмы "Возвращение". Потом выбирать стало просто не из чего. Единственный пристойный фильм, попавший в номинацию, был канадский – "Нашествие варваров", он и стал "получантом". Дени Аркану простили даже легкий антиамериканский акцент. Это же все-таки не "Догвиль" Ларса фон Тиера: его не решились наградить в Канне, что говорить об "Оскаре"?
       Никакой трагедии, конечно, не произошло. Но академики подали знак того, что Голливуд живет своей жизнью – сытой, беспечной, нарушаемой только легкими неврозами. Чем живет остальной мир, его вообще не интересует. В прошлом году академики сделали попытку мягко отреагировать на войну в Ираке. Но выступить открыто решился только один маргинал-документалист. В этом году на "Оскаре" безраздельно правил бал мейнстрим – как политический, так и эстетический. А это чревато тем, что главное русло кинематографической реки мало-помалу превращается в стоячее болото.

Источник: КоммерсантЪ