"Оскар" впал в детствоПрошлой ночью по московскому времени в Лос-Анджелесе состоялась раздача "Оскаров". Неожиданностей не произошло: 11 статуэток из 11 возможных отхватил фильм Питера Джексона "Властелин колец: возвращение короля". Лучшей актрисой признана Шарлиз Терон за роль в картине "Монстр". Лучший актер в голливудской версии Шон Пенн, сыгравший в "Таинственной реке". За сценарий наградили Софию Копполу ("Трудности перевода"). За роли второго плана Рене Зеллвегер ("Холодная гора") и Тима Роббинса ("Таинственная река"). Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ. Все уж смирились с тем, что "Властелин" будет назначен лучшим фильмом года. Многие интеллектуалы нашли этому факту подходящие оправдания: все-таки Питер Джексон приличный режиссер, да и фильм не тупой, очень даже милый, а при желании в нем можно найти подтексты и глубины. Радоваться мешает только одно обстоятельство какая-то унылая запрограммированность всех решений академии. Ну кто хоть на йоту сомневался, что лучшей актрисой будет признана Шарлиз Терон. Да, мы преклоняем колена: девушка основательно изуродовала себя для роли в "Монстре". Я готов даже поздравить неврастеничного Шона Пенна, который так психовал, что грозился не прийти на церемонию. А чего нервничать? Ну уступил бы он "Оскара" Джуду Лоу что бы от этого изменилось? Ни тот ни другой не открыли новых горизонтов, хотя актеры оба превосходные. Я уж не говорю про обожаемую мною Рене Зеллвегер. Она была действительно смешна и хороша в "Чикаго", но "Оскара" не получила, а в "Холодной горе" комикует, играет на одной ноте, и таких "ролей второго плана" и даже лучше я мог бы назвать в фильмах прошедшего года с два десятка. Но академиков не интересует истина, которой, как они знают, все равно не существует. Их интересует то, что называют "атмосферой", и то, чтобы раздать долги тем, кого считают в киносообществе nice people. Поэтому призы вручаются не за что-то действительно новое, а за прошлые заслуги либо (случай Шарлиз Терон и прошлогодний с Николь Кидман) за нарощенный нос, живот, что следующее? Все эти приятные люди собрались на церемонии. Одни были "вручантами": Кэтрин Зета-Джонс, Сюзен Сарандон и та же Николь Кидман, другие "получантами". Предсказуемость наград компенсировалась импровизациями на сцене, но даже они были разыграны по одному и тому же сценарию. "Шон? Шон!" кричала Николь. "София! София!" вторила ей Сарандон, обращаясь уже к Софии Копполе. Последняя, так же как и Шон Пенн, забыла взять вместе со статуэткой бумажку-сертификат. А Шарлиз Терон, поблагодарив всех-всех, от мамы до юриста, как выяснилось, кого-то все же забыла и долго в кулуарах сетовала. С другой стороны, чего еще ждать от этого праздника жизни? Они веселились, как дети, и в этом смысле сказочный "Властелин колец" стал идеальным выбором. Награды за иностранный фильм еще одно яркое свидетельство голливудской инфантильности. Сначала из конкурса убрали все, что достойно хоть какого-то внимания, от немецкой комедии "Гудбай, Ленин" до русской драмы "Возвращение". Потом выбирать стало просто не из чего. Единственный пристойный фильм, попавший в номинацию, был канадский "Нашествие варваров", он и стал "получантом". Дени Аркану простили даже легкий антиамериканский акцент. Это же все-таки не "Догвиль" Ларса фон Тиера: его не решились наградить в Канне, что говорить об "Оскаре"? Никакой трагедии, конечно, не произошло. Но академики подали знак того, что Голливуд живет своей жизнью сытой, беспечной, нарушаемой только легкими неврозами. Чем живет остальной мир, его вообще не интересует. В прошлом году академики сделали попытку мягко отреагировать на войну в Ираке. Но выступить открыто решился только один маргинал-документалист. В этом году на "Оскаре" безраздельно правил бал мейнстрим как политический, так и эстетический. А это чревато тем, что главное русло кинематографической реки мало-помалу превращается в стоячее болото. Источник: КоммерсантЪ |